В Ханты-Мансийском автономном округе с целью конструктивной реализации принципа “двух ключей” в сфере недропользования постановлением Губернатора ХМАО №1232 от 12.10.1992 г. была создана постоянно действующая комиссия по лицензированию недр.
Комиссия ведет свою работу на основании положений о постоянно действующей комиссии по лицензированию недр на территории ХМАО, утвержденных постановлением Губернатора №132 от 23.06.1995 г.
В состав комиссии входят компетентные представители окружных служб и комитетов:
- Комитета природных ресурсов по ХМАО;
- Комитета по нефти, газу и минеральным ресурсам Администрации ХМАО;
- Комитета по финансам и налоговой политике;
- Комитета по государственному имуществу;
- Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов;
- Комитета по земле и землепользованию;
- Научно-аналитического центра рационального недропользования;
- Государственной налоговой инспекции;
- Госгортехнадзора;
- Комитета по историко-культурному наследию и охране памятников;
- Комитета малочисленных народов Севера;
- Юридически-правового управления Администрации ХМАО и др.
Возглавляют работу комиссии два сопредседателя: зам. главы Администрации ХМАО по недропользованию – Карасев В.И. и председатель Комитета природных ресурсов по ХМАО – Сергеева Н.А.
Обеспечение и подготовка материалов к заседаниям комиссии, которые проводятся не реже одного раза в месяц, в соответствии с установленным порядком осуществляются лицензионным отделом КПР по ХМАО на основании поступающих в Комитет и Администрацию ХМАО документов, заявок, запросов, отчетов по комплексным проверкам.
Принятие решений осуществляется коллегиально, поэтому если кто-то из членов комиссии не согласен с предлагаемым решением, принятие откладывается.
За время работы проведено 108 заседаний комиссии.
Основные материалы, рассматриваемые комиссией, следующие:
- формирование условий лицензионных соглашений выдаваемых лицензий;
- заслушивание отчетов компаний по выполнению условий лицензионных соглашений;
- оформление дополнений к лицензионным соглашениям в связи с изменением условий недропользования;
- вопросы методического характера;
- определение ставок платежей за пользование недрами;
- вопросы аннулирования и переоформления лицензий;
- рассмотрение и утверждение объемов ГРР в пределах лицензионных участков в соответствии с конкурсными, аукционными условиями, условиями лицензионных соглашений;
- вопросы, касающиеся недропользования в распределенном фонде недр.
Решения комиссии по подписанию лицензий носят рекомендательный характер.
С 1998 г. комиссия приступила к лицензированию поверхностных водных объектов.
На декабрьском заседании комиссии рассмотрено 16 вопросов как общих, так и конкретных, касающихся деятельности отдельных компаний и разработки лицензионных участков.
К вопросам методического характера можно отнести установление либо уточнение ставки платежей за право пользования недрами (роялти) с целью добычи углеводородного сырья, подземных вод и за пользование поверхностным водным объектом. Установленная либо уточненная ставка роялти выдается соответствующими службами в виде рекомендации, на основании нормативных документов и после рассмотрения на комиссии по лицензированию вносится в лицензионное соглашение или дополнение к лицензионному соглашению. Затем эти документы должны быть утверждены Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, уполномоченным представителем Министерства природных ресурсов Российской Федерации и владельцем лицензии. Тем самым соблюдается принцип “двух ключей” – федерального и субъекта федерации.
Механизм определения ставок роялти был рассмотрен на основании письма Госналогслужбы и ряда проверок, проведенных службой управления ресурсами.
Один из основных рассмотренных на последнем заседании вопросов касался участия компании «Амоко Евразия Петролеум» («Амоко») в разработке северной части Приобского месторождения.
Согласно решению I конкурса, проведенного в г. Ханты-Мансийске в сентябре 1993 г., «Амоко» должна была как компания-победитель совместно с ОАО «Юганскнефтегаз» – владельцем лицензии на пользование недрами северной части Приобского месторождения в короткие сроки согласовать форму совместного сотрудничества, переоформить лицензию на совместное предприятие, выплатить оставшуюся часть бонуса и приступить к совместной разработке лицензионного участка в соответствии с технико-экономическим обоснованием, представленным на тендер.
Трудно сказать по чьей вине, поскольку и «Амоко», и «Юганскнефтегаз» имеют взаимные претензии, но прошло пять лет после проведения конкурса, а совместное предприятие не создано. Поэтому назрела необходимость принятия определенных мер.
На заседании комиссии представителям «Амоко» был задан вопрос о возможных последствиях невыполнения условий конкурса нефтяной компанией на Западе. Последовал ответ, что итоги конкурса были бы аннулированы.
То есть в данном случае нельзя говорить, что регион выставляет какие-то слишком жесткие, по сравнению с западными стандартами, требования. Наоборот, Администрация округа искренне заинтересована в скорейшем начале эксплуатации Приобского месторождения.
Следует отметить, что компания «Шелл» вместе с «Эвихон» тоже с запозданием выполнили условия I конкурса, создав совместное предприятие только через пять лет, но на сегодняшний день три лицензии по группе Салымских месторождений уже переоформлены на это предприятие.
Существенное влияние на благополучное завершение процедуры переоформления лицензий сыграло принятие окружного Закона “О стимулировании ускоренного ввода в разработку месторождений нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа”. Этот закон применим также и к компании «Амоко».
Для того, чтобы ускорить решение вопроса о разработке Приобского месторождения, комиссия вновь вернулась к его рассмотрению . Члены комиссии хотели услышать, что же изменилось за год. Оказалось, что весь процесс переговоров компаний «Амоко» и «Юганскнефтегаз» осуществлялся только посредством переписки, встречи не планировались, поэтому трудно что-либо говорить о конкретных намерениях и, тем более, действиях.
Сегодня эта ситуация получила свое дальнейшее развитие, поскольку компания «Амоко» объединяется с компанией «Бритиш Петролеум», и в настоящее время продолжается так называемый “тихий период”, который должен был закончиться до января 1999 года. Только после этого объединенная компания сможет принять решение, касающееся создания совместного предприятия и переоформления на него лицензии на право пользования недрами северной части Приобского месторождения.
По просьбе представителей обеих компаний («Амоко» и «Юганскнефтегаз») комиссия отложила принятие решения на январь-февраль 1999 г.
Кроме того, состоялось слушание отчета ОАО «Юганскнефтегаз». На протяжении последнего года не было, пожалуй, заседания, на котором бы не рассматривались его проблемы. На данном предприятии финансовые потоки, вся политика, касающаяся нефтяной деятельности в пределах лицензионных участков, находятся в ведении вертикально интегрированной компании «ЮКОС», за которой стоит банковская структура. Ей в первую очередь нужны прибыль, быстрый оборот, а собственно нефтяной бизнес, требующий оперативной работы, ежедневного анализа ситуации и, самое главное, инвестиций и реинвестиций в нефтяной сектор, — лишь на втором плане.
Заслушанный отчет по комплексной проверке выполнения компанией условий лицензионных соглашений, проведенной 6 ноября, свидетельствует о том, что характерные для всех нефтегазодобывающих предприятий нарушения условий в ОАО «Юганскнефтегаз» проявляются наиболее ярко. Можно сказать, что по каждому из лицензионных участков обязательства, изложенные в лицензионных соглашениях, не выполняются. Более того, по сравнению с предыдущей проверкой положение ухудшилось.
Наибольшее количество отклонений от условий лицензионных соглашений отмечено по Угутскому, Фаинскому, Южно-Сургутскому, Омбинскому, Среднеугутскому, Западно-Угутскому лицензионным участкам. Причем по Среднеугутскому лицензионному участку еще в октябре, в соответствии с решением постоянно действующей комиссии, было вынесено предупреждение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Месторождение так и не было введено в разработку, хотя это было основным условием выдачи ОАО «Юганскнефтегаз» лицензии на право пользования недрами Среднеугутского месторождения.
Комиссия имела достаточно оснований, чтобы поставить вопрос о лишении ОАО «Юганскнефтегаз» права на пользование недрами еще пяти лицензионных участков. Однако комиссия не ставит своей целью отобрать лицензии у предприятия. Цель абсолютно противоположная — предложить компании провести комплекс мероприятий, позволяющих и далее по всем правилам вести эксплуатацию месторождений.
Типичными недостатками, за которые предприятие можно лишить лицензии, являются, например, добыча углеводородного сырья ниже заявленного в лицензии уровня, невыполнение утилизации попутного газа. В данном случае программа утилизации, подписанная президентом ЗАО «Юкос-Эп» Казаковым В.А., представленная на прошлое заседание комиссии по лицензированию, не подтверждена реальными средствами, поэтому и не выполняется.
Свыше тридцати нарушений компания допустила по сдаче земель, не решила проблемы утилизации и очистки производственных отходов.
Несмотря на продекларированные мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции трубопроводов, продолжаются аварии и разливы нефти, растет задолженность в экологический фонд, не выполняются обязательства по созданию социально-экономических условий для работников предприятия.
Не выполняется программа геологоразведочных работ, в результате отстает подсчет запасов нефти и запаздывает составление проектных документов. Причина банальна — недостаточно денег. Все финансовые потоки идут на вертикально интегрированную структуру. Нужды нефтяного предприятия ОАО «Юганскнефтегаз» оказываются большей частью неудовлетворенными.
Напрашивается вывод о том, что ошибка была заложена на федеральном уровне. Когда правительство продавало государственный пакет акций, оно должно было поставить соответствующие условия банку “Менатеп” – не брать на себя производственных мощностей больше, чем можно обеспечить финансированием.
В процессе обсуждения дел ОАО «Юганскнефтегаз» комиссия констатировала, что не более чем через год-два без привлечения инвестиций коллектив предприятия может постичь та же участь, что и коллектив ОАО «Кондпетролеум».