Основными задачами Территориальной комиссии по запасам нефти и газа Ханты -Мансийского автономного округа (ТКЗ ХМАО), созданной в начале 1994 г., являются:
- защита и приемка оперативных запасов углеводородов (УВ) у недропользователей по распределенному фонду (РФ), а также по нераспределенному фонду (НФ) в случаях, когда происходит уточнение границ залежей месторождений в пределах лицензионных участков;
- защита и приемка отчетов по пересчету или подсчету запасов УВ у нефтяных компаний с последующими рекомендациями для ГКЗ РФ;
- рассмотрение и постановка запасов на Государственный баланс по вновь открытым залежам в НФ и РФ недр;
- экспертиза материалов и оказание методической помощи организациям, представляющим подсчеты запасов УВ.
В ТКЗ входят ведущие специалисты из Администрации округа, Комитета по природным ресурсам, НАЦ РН, крупнейших нефтяных компаний (до 20 чел.). Возглавляет комиссию председатель Комитета природных ресурсов по ХМАО Сергеева Н.А., заместителями председателя являются Шутько С.Ю. – главный геолог КПР ХМАО, Панов В.Ф. – председатель Комитета по нефти и газу при Администрации ХМАО и Шпильман В.И. – директор НАЦРН ХМАО. В составе комиссии сформирована группа экспертов, состоящая из ведущих специалистов в области подсчета запасов, чьи выводы и рекомендации нередко являются основой для принятия решений ТКЗ ХМАО.
Обычно комиссия рассматривает изменения в запасах залежей нефти и газа по категорям В, С1, С2раз в квартал. По итогам года вносятся коррективы в запасы по ранее известным месторождениям и ставятся на Госбаланс ВГФ (через утверждение в ЦКЗ РФ) запасы по новым залежам.
За время работы ТКЗ ХМАО с 1994 по 1998 г. проведено 20 заседаний.
Ниже приводятся краткие сведения о результатах работы ТКЗ ХМАО за истекший период.
Запасы распределенного фонда (РФ)
После рассмотрения на ТКЗ ХМАО в ГКЗ РФ были представлены и прошли апробацию запасы по более чем 20 месторождениям ХМАО, в большинстве своем являющиеся пересчетами запасов.
Анализ показывает, что на месторождениях с балансовыми запасами до 100 млн.т при пересчете обычно запасы увеличивались, а по месторождениям с балансовыми запасами более 400 млн.т – уменьшались. Статистика по месторождениям, переутвержденным в ГКЗ за последние 3 года, достаточно надежна: она показывает, что геологические (балансовые) запасы уменьшились всего на 2.3%, что свидетельствует о высокой надежности сделанных ранее расчетов, об отсутствии систематических завышений.
Серьезно изменилась структура извлекаемых запасов: они уменьшились на 18%. Причем следует отметить, что КИН варьирует тоже дифференцированно. Группа месторождений с КИН менее 0.25, как правило, не трансформировалась во времени, а в интервале КИН 0.30-0.50 систематически снижался параметр.
Сопоставляя покоэффициентно величины параметров, слагающих КИН, нетрудно отметить устойчивую тенденцию к уменьшению коэффициентов вытеснения (Квыт.) на фоне относительной стабилизации коэффициентов охвата.
По другим подсчетным параметрам, как-то: пористость, плотность и объемный коэффициент, существенных изменений не произошло. Обычно уточнение параметров находится в интервале погрешности метода изучения.
Безусловно, корректировка подсчетных параметров и оценка запасов являются очень важной задачей, т.к. снижение или увеличение их имеет чрезвычайно значимый народнохозяйственный эффект.
Запасы нераспределенного фонда (НФ)
Процедура апробации и защиты запасов УВ целиком возложена на ТКЗ ХМАО, в соответствии с решениями которой запасы нефти и газа залежей НФ либо ставятся на Госбаланс, либо уточняются (изменяются) в соответствии с дополнительной информацией по новым скважинам. Как правило, это запасы, оцениваемые на поисковом этапе или на стадии предварительной разведки. Обычно доля запасов категории С1 в общем объеме не превышает 20%, т.к. степень изученности относительно невелика, особенно глубоким бурением.
Не менее важной задачей является подготовка, экспертирование материалов подсчета запасов УВ, представленных недровладельцами (нефтяными компаниями, ОАО и др.).
За 1997-1998 гг. ТКЗ ХМАО и ЦКЗ по нераспределенному фонду рассмотрены изменения запасов по 91 объекту, где геологоразведочные работы проводились по мини-проектам, и на площадях НФН, расположенных в непосредственной близости от ранее открытых месторождений (Когалымское, Повховское, Хохряковское и др.).
Соотношение запасов категории С1, подготовленных по НФ и РФ, составляет 1:10.
Столь значительная разница в объемах подготовленных запасов УВ в двух указанных фондах недр, как показывает опыт экспертизы ТКЗ, объясняется объемом информации и степенью обоснованности подсчетных параметров, особенно площади нефтеносности. В тех случаях, когда прирост (или открытие) по залежи осуществляется на слабоизученной сейсмикой и глубоким бурением территории, то вполне естественна или завышенная (оптимистическая), или явно заниженная (пессимистическая) оценка запасов УВ, в первую очередь связанных с формированием представлений о геологических моделях. В связи с этим считаем, что для залежей нераспределенного фонда было бы целесообразнее ввести поинтервальную оценку запасов УВ.
По залежам распределенного фонда обоснованность параметров более надежна, особенно в части инженерной аналогии. Кроме того, очень многие крупные недровладельцы порой просто “придерживают” промышленные запасы в течение длительного времени, так как имеют возможность своеобразного “маневра” с запасами (КогалымНГ, ЮганскНГ и др.).
С 1996 по 1998 гг. многие “средние” по масштабам разработки нефтяные компании постарались сделать переоценку запасов в пределах своих лицензионных участков (“Магма”, “Синко”, Черногорнефть, Аки-Отыр, СибОйл и др.).
Значительная работа в ТКЗ ХМАО проведена по переводу забалансовых запасов в категорию балансовых в связи с изменением требований “Классификации запасов месторождений нефти и горючих газов” и с учетом фактического положения дел на месторождениях. При этом обращалось внимание недропользователей на то, что существующая налоговая система не является причиной списания запасов, если залежь оказывается эффективной для разработки в рамках соглашений о разделе продукции.
Рис. 1.