Изменения, внесенные в законодательство о недропользовании в 2001 году

 

Коровина Д.В. (ГУП ХМАО НАЦ РН им. В.И.Шпильмана)

Наиболее существенные изменения, коснувшиеся не только платежей за пользование недрами, но и всей системы недропользования в Российской Федерации, были внесены в 2001 году в федеральное законодательство.

С 1 января 2002 года вступила в силу Глава 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», введенная Федеральным законом от 08.08.2001 г. №126-ФЗ. Налоговым кодексом установлены все существенные элементы налога на добычу: объект налогообложения (статья 336 НК РФ), налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщики. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 334 НК РФ). По общему правилу статьи 337 налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых. Однако в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №126-ФЗ. Налоговым периодом признается квартал (статья 341 НК РФ). В отличие от действовавшей ранее системы платежей, статья 342 Налогового кодекса устанавливает фиксированные ставки налога на добычу полезных ископаемых. Налогообложение по ставке 0 процентов производится в соответствии с пунктом 1 статьи 342. Пункт 2 указанной статьи устанавливает конкретные ставки налога по видам добытых полезных ископаемых, в частности, нефть, газ, газовый конденсат облагаются по ставке 16,5% с 1 января 2005 года. В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти и газового кон денсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за 1 тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №126-ФЗ).

Соответственно, с 1 января 2002 года ликвидированы отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (соответствующий закон утрачивает силу – статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. №126-ФЗ).

Статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. №126-ФЗ внесены изменения в статью 48 Бюджетного кодекса РФ, закрепившие распределение платежей по налогу на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней. По общему правилу (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), в доход федерального бюджета идет 40 процентов от суммы налога, в доход бюджета субъекта Российской Федерации – 60 процентов. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью). Сумма налога, исчисленная по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: 80 процентов от суммы налога — в доход федерального бюджета, 20 процентов — в доход бюджета субъекта Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по углеводородному сырью, добытому на территории автономного округа, входящего в состав края или области: 74,5 процента от суммы налога — в доход федерального бюджета, 20 процентов — в доход бюджета округа, 5,5 процента — в доход бюджета края или области. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

С 1 января 2002 года вступила в силу новая редакция раздела V Закона «О недрах» «Платежи при пользовании недрами» (пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. №126-ФЗ). Нормы этого раздела носят, в основном, общий характер. Статья 39 устанавливает систему неналоговых платежей, уплачиваемых при пользовании недрами. Статья 40 закрепляет отдельные нормы, касающиеся уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Статья 41 по вопросам размера и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах отсылает к нормативному акту Правительства Российской Федерации. Постановление №57 от 25.01.2002 г. «О плате за геологическую информацию о недрах» устанавливает минимальный размер платы за информацию, полученную в результате государственного геологического изучения недр – 10000 рублей. Конкретный размер платы для потребителя геологической информации устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, то есть Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Плата за геологическую информацию вносится в доходы федерального бюджета.

Не урегулирован процесс распределения денежных средств, поступающих в виде сборов за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, между федеральными и региональными органами государственной власти (статья 42).

Статьей 43 о