Крупные обвально-оползневые дислокации в неокомском клиноформном комплексе Западной Сибири

 

Монастырева Н.А.Филиппович Ю.В. (ЦАГГИ, Южный филиал ОАО Хантымансийскгеофизика)

Структуры гравитационного оползания в разрезе клиноформного неокома Западно-Сибирской геосинеклизы — это достаточно распространенное геологическое явление. Прежде всего их связывают с так называемыми «аномальными разрезами» (АР) пограничных слоев юры и мела, представленных неслоистым, часто флюидальным перемешиванием песчано-глинистых отложений ачимовской толщи и битуминозно-кремнисто-известковистых образований баженовского горизонта. По А.А.Нежданову основной причиной образования структур подобного типа является сейсмогенный стресс, вызывающий подводно-оползневые процессы [3]. При этом следует отметить, что необходимым условием формирования АР предполагается наличие достаточно мощной линзы песчано-алевролитовых пород с аномально высоким внутрипоровым давлением, определяющим их потенциальную подвижность [5].

Более того, в настоящее время большинство исследователей генезис отложений клиноформно-построенного комплекса нижнего неокома рассматривают в рамках модели «лавинной седиментации» А.П.Лисицина [2], а именно, формирование каждого последующего клиноформного циклита (тела) обусловлено «срезанием» верхней части предыдущего и оползневым переотложением у подножия склона [1,4]. Однако этот «максималистский» подход не находит пока однозначного фактического подтверждения. До сих пор ни по скважинным данным (по детально изученным эксплутационным бурением месторождениям), ни в сейсмических атрибутах (по материалам сейсморазведки ЗD) в склоновых зонах клиноформ не зафиксированы литологические и морфологические элементы плотностных суспензионных потоков (мутьевых или зерновых), теоретически представляющих собой погребенную разветвленную дренажную систему.

В качестве дополнительного аргумента необходимо отметить, что при оползневом сбросе шельфового материала, насыщенного значительным количеством остатков биоты, последние, естественно, будут широко распространены в фациях склона и у его подножия. Этот факт нашел свое подтверждение при изучении океанических разрезов. Однако «склоновые» и ачимовские образования неокома Западной Сибири являются практически «немыми» в палеонтологическом отношении. Соответственно есть больше оснований предполагать их первично-батиальный или первично-пелагический генезис.

Таким образом, сегодня в разрезе клиноформного неокома считается достоверно установленным только «подводно-оползневой» тип гравитационных дислокаций (флуксотурбиты, или олистромы), а «подводно-суспензионный» (собственно турбидитовый) имеет пока гипотический характер. В то же время есть все основания предполагать более широкий спектр типов структур гравитационного соскальзывания. Поэтому мы пытаемся обосновать развитие еще одного вида морских оползневых дислокаций – «подводно-обвального».

Формирование этого типа дислокаций обусловлено относительно медленным перемещением оползневого тела, при котором стратифицированная толща в основном сохраняет свою внутреннюю структуру. Их морфологической особенностью является то, что оползень представляет собой отдельный блок или серию блоков, сползающих по плоскостям скольжения с запрокидыванием слоев смещенных пород в сторону коренного, несмещенного блока (рис.1).

Рис.1. Схема сложного оползня (по Е.В.Шанцеру) и примеры волновой картины
Рис.1. Схема сложного оползня (по Е.В.Шанцеру) и примеры волновой картины

На примере площадных работ МОГТ 2D в пограничной зоне Фроловского и Красноленинского фациальных районов (Туманная площадь) впервые обосновывается выделение зоны крупных гравитационных дислокаций подводно-обвального типа, охватывающих среднюю и верхнюю части разреза неокомского клиноформного комплекса общей мощностью до 200 м, но не затрагивающей диапазон собственно ачимовских отложений.

На приведенных временных разрезах по волновой картине достаточно хорошо распознаются характерные для этого типа структур морфологические элементы: отдельные оползневые блоки, поверхности скольжения и надоползневые уступы. В отличие от наземных оползней обрушения особенностью подводно-обвальных дислокаций является отсутствие единой подошвы оползня и приуроченность поверхностей скольжения отдельных оползневых блоков к пачкам тонкоотмученных и литологически выдержанных глин, разделяющих регрессивные циклиты. Таким образом, выделенная оползневая зона характеризуется не только латеральной, но и вертикальной эшелонированностью.

На некоторых временных разрезах с наиболее контрастным волновым рисунком удается выделить фронтальные бугры пучения, что позволяет разделить деляпсивную (падающую) и детрузивную (фронтального скучивания) части элементарных оползневых блоков (рис.1).

По нашему мнению, процессы образования и захоронения структур гравитационного оползания этого типа в интервале отложений клиноформного неокома наиболее распространены в центральной фациальной области неокомского морского бассейна, отличающейся существенной глинизацией разреза (фроловский тип). Это обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, быстрой дегидратацией глинистых пород в ходе диагенетического уплотнения и, соответственно, потерей способности отложений к формированию суспензионных потоков. Во-вторых, региональная приуроченность этой области к тектонически активной Тургай-Надымской шовной зоне (основная зона раннемезозойского рифтогенеза и позднеюрско-неокомского прогибания Западной Сибири [6]) существенно повышала вероятность проявления сейсмогенных стрессов и сопровождающих их дизъюнктивных, а также гравитационных дислокаций. Последнее предположение подтверждается наличием элементов разрывных нарушений, выделяющихся на временных разрезах непосредственно в тыловой части оползневой зоны и затрагивающих целевой интервал (см.рис.1), что позволяет говорить о синхронности обоих видов дислокаций, точнее, об их прямой причинно-следственной связи.

Теоретически нельзя также исключать проявлений этого типа дислокаций и в более восточных районах геосинеклизы, где в центральных частях достаточно крупных депрессионных зон унаследованного развития (например, Юганская и Надымская впадины) по скважинным данным в нижненеокомском интервале фиксируется дефицит грубообломочных пород и разрез представляет собой преимущественно алевроизвестково-глинистый флиш.

Рис.2. Карта ∆Т интервала Б-НАС7
Рис.2. Карта ∆Т интервала Б-НАС7

На рис.2 представлена карта временных мощностей нижненеокомского комплекса, на которую вынесены границы предполагаемых тыловых швов отдельных оползневых блоков. Отмечается достаточно выраженная палеогеоморфологическая предрасположенность для гравитационного соскальзывания осадков и формирования обвально-оползневых дислокаций, а именно, наличие в юго-восточной части площади довольно крупной растущей структуры (центрального купола Туманного вала) и пологомоноклинального погружения палеорельефа в западном направлении. Более того, отмечается нарастание градиента изохор непосредственно у западного крыла палеоподнятия и заметная морфологическая изрезанность в виде межотрогового понижения в пределах северного склона структуры. Восточный борт последнего элемента по существу контролирует основную границу оползневой зоны.

К сожалению, несмотря на относительную изученность рассматриваемой территории поисково-разведочным бурением, только непродуктивная скв.643 располагается в зоне прогнозируемых оползневых дислокаций. Но и она вскрыла разрез с практически невыраженной нарушенностью стратиграфической последовательности залегания пород (рис.1). Поэтому перспективы нефтегазоносности оползневых структур подводно-обвального генезиса могут оцениваться только в теоретическом плане тем более, что предположительно они имеют распространение в основном в пределах фациальных зон, характеризующихся отсутствием гранулярных коллекторов. Однако даже на фоне общей сохранности макроструктуры отложений в дислоцированной зоне, на более низком уровне породы все же деформируются, подвергаясь кливажированию, то есть появляется вторичная емкость. В данном случае проблема заключается в степени ее дальнейшей сохранности.

Интересна также детрузивная часть элементарных оползневых блоков, где формируются зоны скучивания и брекчирования пород (меланж). Учитывая «сухой» характер рассматриваемых оползневых процессов, авторы предполагают, что в этой зоне преобладают крупнообломочные отложения и элементы флюидальных текстур имеют второстепенное значение. Последние, как известно, доминируют в АР ачимовской толщи и баженовского горизонта («подводно-оползневой» тип) и представляют собой в общих чертах своеобразный «рулет» из горных пород, что и обуславливает их крайне низкие фильтрационные свойства.

Таким образом, с «обвально-оползневыми» структурами, а именно с нетрадиционными коллекторами в зонах надоползневых уступов и фронтального скучивания могут быть связаны перспективы поисков.

Кроме того, надоползневые уступы в сущности представляют собой террасоподобные площадки, которые традиционно рассматриваются как своеобразные геоморфологические ловушки, создающие благоприятные условия для неоднократной пересортировки обломочного материала и соответственно контролирующие линзы проницаемых разностей пород.

Безусловно, на данном уровне изученности все перечисленные виды потенциально перспективных объектов не могут выступать в качестве основных для целенаправленного поискового бурения. Однако их попутное опоискование с отбором керна и опробованием на приток (с целью оценки ФЕС) позволит, в случае подтверждения предлагаемой модели, расширить число перспективных ловушек и нефтегазоносный потенциал неокомских отложений, особенно в пределах области развития преимущественно глинистого фроловского типа разреза и его локальных фациальных аналогов в других районах Западной Сибири.

Литература

  1. Белоусов С.Л., Мясникова Г.П. и др. Геолого-геофизическая модель строения продуктивных отложений неокома Шапшинско-Кондинской зоны и перспективные направления поисков залежей углеводородов.//Пути реализации нефтегазового потенциала ХМАО. – Ханты-Мансийск.- 1999.- С.191-206.
  2. Лисицин А.П. Лавинная седиментация и перерывы в осадконакоплении в морях и океанах. – М.: Наука.- 1988.
  3. Нежданов А.А. Сейсмогеологический прогноз и картирование неантиклинальных ловушек нефти и газа в Западной Сибири. Часть1.- М.- Геоинформмарк. -1992.
  4. Приобская нефтеносная зона Западной Сибири: Системно-литмологический аспект /Ю.Н.Карогодин, С.В.Ершов, В.С.Сафонов и др.- Новосибирск.- СО РАН, НИЦ ОИГГМ. -1996.
  5. Филиппович Ю.В. Типы и механизмы формирования аномальных разрезов баженовского горизонта и ачимовской толщи.// Вестник недропользователя ХМАО.- 1999.- №4.- С.30-34.
  6. Филиппович Ю.В. О приоритетной роли горизонтальных тектонических дислокаций в формировании и развитии мезозойско-кайнозойской Западно-Сибирской геосинеклизы. //Пути реализации нефтегазового потенциала ХМАО.- Ханты-Мансийск.- 2001.- С.114-129.