Новая редакция Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О недропользовании»
Коровина Д.В. (ГУП ХМАО НАЦ РН им. В.И.Шпильмана)
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа № 18-оз от 4 апреля 2002 года внесены изменения и дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О недропользовании» № 15-оз от 18 апреля 1996 года, фактически создавшие новую редакцию основного нормативно-правового акта автономного округа в области пользования недрами.
Значительное количество внесенных изменений и дополнений направлено на приведение норм окружного Закона в соответствие с положениями федерального законодательства. Некоторые вопросы впервые урегулированы на законодательном уровне.
Глава III новой редакции Закона содержит четкое распределение полномочий по регулированию отношений недропользования между Думой Ханты-Мансийского автономного округа (статья 8.) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа (статья 9), а также определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования на территории муниципальных образований (статья 10).
Статья 15 устанавливает порядок возврата неиспользуемой части лицензионного участка недр. Ни Закон Российской Федерации «О недрах», ни прежняя редакция окружного Закона «О недропользовании» не содержали положений, регулирующих этот вопрос. В соответствии со статьей 15 недропользователь до окончания срока действия лицензии может возвратить часть лицензионного участка в государственный нераспределенный фонд недр при условии согласия на это органов исполнительной власти, предоставивших лицензию на пользование недрами. Для оформления возврата в указанные органы должно быть письменное ходатайство о возврате части лицензионного участка недр и необходимости внесения изменений в лицензию в части границ лицензионного участка. К ходатайству должны прилагаться картографическая документация и описание координат остающейся у недропользователя части лицензионного участка, данные пересчета запасов полезных ископаемых, оставшихся в измененных границах лицензионного участка, оценка состояния производственной инфраструктуры (схемы, карты и т.д.).
Решение о переводе части лицензионного участка недр в государственный нераспределенный фонд недр может быть принято Правительством автономного округа при выполнении следующих условий:
- принятие недропользователем на баланс скважин, пробуренных за счет государственных средств, если такое обязательство содержалось в лицензии на пользование недрами;
- уплата платежей за пользование недрами;
- проведение геологоразведочных работ в текущем календарном году, в котором заявлен и оформляется отказ от части лицензионного участка недр;
- наличие акта о завершении работ по ликвидации (консервации) скважин и промысловых объектов;
- выполнение работ по рекультивации нарушенных и загрязненных земель и восстановление загрязненных и засоренных водных объектов на возвращаемой части лицензионного участка.
Правительство автономного округа рассматривает полученное от недропользователя ходатайство в течение 30 календарных дней и принимает решение о согласовании и условиях перевода возвращаемой части лицензионного участка в государственный нераспределенный фонд недр либо о мотивированном отказе недропользователю и направляет данное решение в федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальный орган).
Статьи 24 и 25 новой редакции Закона содержат нормы, устанавливающие порядок временного приостановления либо ограничения работ в границах лицензионного участка недр и порядок досрочного прекращения пользования участком недр по инициативе недропользователя. Таким образом, временное приостановление по инициативе недропользователя добычи полезных ископаемых в границах лицензионного участка недр, влекущее отклонение от установленных в лицензии на пользование недрами объемов добычи полезных ископаемых, может осуществляться лишь с разрешения органов исполнительной власти, предоставивших лицензию на пользование недрами, и в соответствии с действующими отраслевыми нормами и требованиями к консервации скважин и иных промысловых объектов, за исключением случаев, когда приостановка (прекращение) работ связана с предотвращением аварий, несчастных случаев с людьми и экологических катастроф (статья 24). Положения, касающиеся досрочного прекращения пользования недрами по инициативе недропользователя (статья 25), конкретизируют соответствующие нормы Закона Российской Федерации «О недрах».
Статья 40 устанавливает перечень оснований для изменения условий действующих лицензий, из которого исключены, в частности:
- существенное уменьшение налоговых поступлений (в связи с уплатой платежей за пользование недрами и иных природоресурсных платежей) в бюджет автономного округа и местные бюджеты муниципальных образований против расчетных, закрепленных условиями лицензионного договора;
- отказ недропользователя от пересчета запасов полезных ископаемых по результатам доразведки месторождения;
- вторичное нарушение недропользователем обязательств по представлению промысловой информации и передаче керна уполномоченным органам исполнительной власти.
В то же время введено новое основание для изменения условий лицензии – возврат недропользователем части лицензионного участка в нераспределенный государственный фонд недр. Пересмотреть условия лицензии в связи с изменением объемов потребления добываемых полезных ископаемых по обстоятельствам, не зависящим от недропользователя, или изменением цен на добываемые полезные ископаемые можно лишь в том случае, если эти изменения были «существенными». Следует отметить также, что перечень оснований для изменения условий лицензии в прежней редакции окружного Закона был исчерпывающим, а статья 40 предусматривает возможность внесения изменений в связи с «иными случаями, существенно меняющими условия пользования недрами и объемы добычи полезных ископаемых».
Новая редакция Закона «О недропользовании» не содержит перечня прав пользователя недр, но статья 42 устанавливает обязанности владельца лицензии. В дополнение к тексту прежней редакции Закона установлены, в частности, обязанности:
- обеспечивать доступ уполномоченным должностным лицам органов исполнительной власти автономного округа при проведении в установленном порядке мероприятий по контролю за выполнением недропользователем условий лицензий и заключенных договоров об условиях пользования недрами ко всем оригиналам документов, относящихся к выполнению работ, связанных с пользованием недрами на лицензионном участке недр, включая отчеты по геологическим, геофизическим, инженерно — геологическим работам, строительству скважин и промысловых объектов, а также информацию по авариям, выполнению природоохранных и других мероприятий;
- осуществлять пользование участком недр с учетом прав коренных малочисленных народов Севера на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.
Раздел VI «Лицензионные соглашения и лицензионные договоры» прежней редакции Закона полностью переработан и сейчас это глава VI «Определение условий пользования недрами в лицензии. Договоры об условиях пользования недрами, заключаемые с недропользователем».
Статья 44 устанавливает подробный перечень обязательных условий пользования недрами при разведке и добыче полезных ископаемых, включаемых в лицензии помимо условий, предусмотренных федеральным законодательством. В отдельную статью вынесены нормы, касающиеся заключения с недропользователями договора об условиях пользования недрами (статья 47). В статье 48 закреплен перечень условий пользования недрами, которые должны быть определены в этом договоре (список не является исчерпывающим).
Статья 51 регулирует вопросы, связанные с выборочной отработкой отдельных участков либо залежей полезных ископаемых на участке недр в нарушение технологической схемы (проекта) разработки месторождений полезных ископаемых. Статьи 57 и 58 устанавливают порядок определения объемов добычи полезных ископаемых и установления уровней (объемов) добычи полезных ископаемых в первый год разработки месторождения и их изменения в течение срока разработки месторождения. В соответствии с положениями федерального законодательства в окружном Законе более подробно урегулирован порядок консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и иных промысловых объектов в границах лицензионного участка недр.
В статье 63 Концепция геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы автономного округа законодательно закреплена как основа разработки ежегодных территориальных программ геологического изучения недр автономного округа. Кроме того, данной статьей установлены положения, которые обязательно должны быть указаны в программах геологического изучения недр.
Статья 67 определяет порядок проведения работ по доразведке (разведке) в границах лицензионного участка недр.
В целях формирования и пополнения территориального геологического фонда в части сведений о лицензионных участках недр и выданных лицензиях по каждому лицензионному участку недр, переведенному в государственный распределенный фонд недр, ведется лицензионное дело. Статья 68 закрепляет определение лицензионного дела, перечень документов, его составляющих, а также порядок доступа к нему. В лицензионное дело, в частности, должны включаться:
- документы, послужившие основанием выдачи лицензии на пользование недрами;
- копии разрешительных и согласовывающих документов, выданных соответствующими органами исполнительной власти в рамках своей компетенции;
- нотариально заверенные копии уставных документов недропользователя, а также необходимые регистрационные документы (о постановке на налоговый учет, присвоении статистических кодов и т.д.);
- копии необходимых разрешений (лицензий) на производство специализированных видов работ, связанных с недропользованием, либо копии договоров со специализированными организациями, имеющими право ведения специализированных работ;
- копии бланка лицензии и всех приложений (включая лицензионные соглашения), входящих в состав лицензии и являющихся ее неотъемлемыми частями, а также изменений и дополнений к лицензии;
- копии договора об условиях пользования недрами, если он был заключен, и дополнений к нему;
- протоколы уполномоченных комиссий в области недропользования при Правительстве автономного округа, а также иных комиссий;
- предписания органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и государственный надзор за деятельностью недропользователя;
- акты проверок условий выполнения лицензий на пользование недрами и заключаемых с недропользователем договоров;
- проектные документы на разработку и обустройство месторождения со ссылками на места их хранения;
- отчеты недропользователя и его обращения в органы исполнительной власти;
- иные документы и сведения о деятельности недропользователя на лицензионном участке недр.
В лицензионное дело также включаются текстовые, графические и иные материалы, которые могут входить в качестве приложений в состав лицензий на пользование недрами, в том числе:
- карта с указанием географических координат границ лицензионного участка недр;
- описание объектов лицензирования с указанием их стратиграфического индекса по государственному балансу запасов полезных ископаемых и кадастру, а также величины запасов полезных ископаемых на дату выдачи лицензии;
- пакет (перечень, описание, содержание) геологической информации, передаваемой недропользователю на момент выдачи лицензии;
- программы (планы) геологоразведочных работ;
- проекты (технологические схемы) пробной эксплуатации, опытно-промышленной и промышленной разработки, уточненный и согласованный проект разработки с протоколами об их утверждении;
- проект обустройства лицензионного участка недр (уточненный проект обустройства лицензионного участка недр);
- программы работ по обустройству лицензионного участка недр;
- протоколы по утверждению ежегодных уровней (объемов) добычи углеводородов при разработке месторождений углеводородов;
- перечень конкурсных условий, обязательных к выполнению недропользователем;
- обязательные условия пользования недрами в границах лицензионного участка недр;
- обязательные формы отчетности недропользователя;
- перечень конфиденциальной информации недропользователя;
- копии землеотводных актов;
- перечень (описание с указанием остаточной стоимости и оценкой технического состояния) промысловых объектов, связанных с проведением работ в границах лицензионного участка недр на момент выдачи лицензии на пользование недрами;
- перечень скважин и иных промысловых объектов, построенных за счет бюджетных средств в границах лицензионного участка недр;
- социально-экономические соглашения.
Глава IX «Платежи при пользовании недрами на территории автономного округа» приведена в соответствие с действующим федеральным законодательством и существующей в настоящее время системой платежей.
Глава X «Предоставление и использование земельных участков в целях недропользования» существенно меньше по объему аналогичного раздела прежней редакции Закона, нормы носят, в основном, отсылочный характер. Раздел XI «Предоставление и использование земельных участков для недропользования в границах родовых угодий» исключен из новой редакции Закона «О недропользовании».
Глава XI «Государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории автономного округа» закрепляет общие положения в области осуществления государственного контроля за недропользованием и охраной недр на уровне субъекта Российской Федерации и устанавливает основные требования в сфере охраны недр и их рационального использования на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Глава XI меньше по объему по сравнению с соответствующим разделом прежней редакции окружного Закона.
Кроме того, из новой редакции исключен раздел XIV «Разрешение споров в области недропользования и управления недрами».
В целом объем текста Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О недропользовании» значительно сокращен, более упорядоченной стала внутренняя структура и применяемые термины. Кроме того, уточнены некоторые формулировки (например, «восстановление экологического равновесия» как один из принципов пользования недрами заменен в статье 4 новой редакции на «минимально технически возможное воздействие на окружающую среду»).