Экогеологические особенности территории парка «Самаровский Чугас» (Ханты-Мансийск)
Кусковский В.С. (Югорский государственный университет)
Платонов Е.П. (ГУ Природный парк «Самаровский Чугас»)
Администрация г.Ханты-Мансийска приняла решение о создании городского природного парка. Для этого есть неплохие условия: близ устья р.Иртыш, где расположен город, на территории так называемого «Самаровского останца» сохранился уголок естественной северной тайги с уникальными ландшафтно-климатическими особенностями. В настоящее время рядом авторов из различных специализированных организаций составлен проект природного парка, который назван «Самаровским Чугасом». Чугас в языке ханты — это одинокий таежный остров, расположенный выше поймы р.Иртыш.
В геологическом отношении территория г.Ханты-Мансийска представляет собой так называемый «Самаровский останец обтекания» в районе устья р.Иртыш. История изучения геологических разрезов этого останца довольно продолжительна и включает в себя принципиальные научные дискуссии между гляциалистами и антигляциалистами [1-5,8]. Проведенные С.С.Сухоруковой [7] полевые и лабораторные исследования отложений Самаровской горы дополняют и развивают представления о ледниковом происхождении текстуры и состава отложений, строении и взаимоотношениях четвертичных моренных толщ.
По разрезам нескольких скважин установлено, что в пределах Самаровского останца подошва четвертичных отложений залегает на песках и глинах новомихайловской и туртасской свит палеогена на глубине — 10-40 м [3,4]. Интерпретируя данные Р.Б.Крапивнера, можно заключить, что четвертичные отложения останца мощностью 110-150 м разделяются на две толщи. Нижняя (Q1-2) мощностью до 100 м, включая отторженец черной опоковидной глины эоцена, представлена типичным ледниковым парагенезом морен и ленточно-слоистых алевритов, песков. Верхняя толща (Q2-3) мощностью 40-50 м называется этим автором «надопоковой» по терминологии В.Г. Васильева. Толща сложена флювиогляциальными песками, моренами с блоками-отторженцами палеогеновых и четвертичных пород и покровными лессовидными суглинками. Пласт-отторженец черной опоковидной глины, залегающей в верхах нижней толщи, является своеобразным маркирующим горизонтом, границей этих двух толщ. Положение пласта черных эоценовых глин подробно рассматривается С.А.Архиповым [1]. Отторженец мощностью 20-25 м прослеживается в низах обнажения Пионерской горы, воздымается у пос.Самарово, вскрывается скважинами в центре останца. На востоке в обнажениях по протоке Горной данные глины теряют яркие признаки маркирующего горизонта, так как мощность их сокращается до 1-2 м. Кроме того, они появляются здесь в виде блоков-отторженцев в моренах верхней толщи [7].
Характерная особенность отложений Самаровского останца — их интенсивная дислоцированность. Все исследователи отмечают складки вплоть до лежащих, разрывные нарушения, надвиги, трещиноватость пород.В связи с этим наблюдается крайняя невыдержанность распространения водоносных горизонтов, наличие опесчаненных линз, насыщенных водой. Разгрузка их осуществляется в ложе глубоких логов и оврагов, а также в бортах в виде мочажин, оплывин, небольших болот и большого числа рассеянных малодебитных источников.
По материалам Государственной геологической съемки м-ба 1:200000 [6], а также данных гидрогеологических исследований, связанных с поисками и разведкой подземных вод для хозяйственно-питьевого назначения, в пределах данной территории можно выделить несколько водоносных горизонтов, относящихся к верхнему гидрогеологическому этажу. Этот этаж содержит водоносные горизонты и комплексы, связанные с отложениями четвертичного и верхнепалеогенового возраста. Подземные воды, как правило, безнапорные или слабонапорные. Области питания совпадают с областями разгрузки, источники питания — атмосферные осадки, по минерализации — это ультрапресные и пресные воды, о чем свидетельствуют и наши фактические данные, полученные в результате общих химических анализов вод обследуемых источников.
В результате маршрутного обследования территории природного парка в августе 2001 г. выявлено 20 источников. Все они располагаются в юго-западной части в пределах Самаровского останца. Нами составлен каталог обследованных источников, в котором указано название источника, присвоенное исполнителем, местоположение, координаты, определенные навигатором GPS-12-СХ, номера квадрата и выдела (лесоустроительная карта, м-б 1:5000), где находится источник, отсутствие или наличие каптажа, его тип, характер выхода, дебит в л/с, РН, температура воды, воздуха и дата обследования (табл.1).
Таблица 1. Каталог обследованных источников на территории природного парка
С разгрузкой подземных вод на территории парка, которая часто носит очаговый характер, связан ряд экзогенных геологических процессов (ЭГП) — оплывины, оползни, плывуны, эрозия ручьев и временных водотоков (овраги), суффозия, солифлюкция, заболачивание, наледи. Все эти ЭГП требуют тщательного изучения с постановкой круглогодичных режимных наблюдений. Наибольший урон лесным растениям парка, на наш взгляд, наносят эрозия, оползни и оплывины. Последние связаны с очаговой разгрузкой подземных вод. Типичные размеры оплывин — длина 8-15 м, ширина 2-4 м, глубина захвата грунтов ниже почвенного слоя — 20-30 см. В обнажении — влажные суглинки, супеси, серые глины, видны очень мелкие струи воды. Здесь же встречаются и небольшие оползни, обязанные своим происхождением разгрузке подземных вод. Оползни классические, циркообразные, небольшие по размерам — ширина по фронту до 20 м, чаще всего 10-12 м, ширина 5-6 м, амплитуда срыва грунтов — 1-2 м. На месте образования оползней, крупных оплывин — поваленные деревья, кустарники. Оплывины и оползни на территории природного парка связаны с несколькими факторами:
- очень крутые склоны врезанных логов, углы склонов 25-40°;
- градиенты потоков подземных вод, разгружающихся на склонах, достигают десятых долей единицы;
- выход подземных вод в виде мочажин выше по склону от русла ручья;
- наличие суглинков со значительной примесью тонкозернистого песчаного материала;
- характер выхода подземных вод исключительно только рассеянный, нисходящий.
Следующим этапом организации мониторинга ЭГП должно быть тщательное обследование с крупномасштабной съемкой и выбором системы наблюдений.
Прежде чем каптировать рекомендуемые для мониторинга источники, необходимо организовать на них режимные наблюдения. Продолжительность режимных наблюдений перед началом строительства каптажа должна быть не менее одного года. В перечень наблюдений должны войти: изменение дебита, температуры, РН, химического состава и санитарно-эпидемиологическое состояние. Для замера дебитов воды рекомендовано на каждом источнике соорудить временные деревянные лотки, которые необходимо поставить в непосредственной близости от места выхода — 10-20 м. Замеры дебита надо производить объемным методом, используя сосуды объемами 5 или 10 литров (в зависимости от дебита) и секундомер. Температура воды замеряется обязательно только в месте выхода источника, для замера применяется родниковый термометр. Замеры дебита и температуры необходимо производить один раз в неделю или не реже двух раз в месяц. Для каждого источника следует завести журнал наблюдений. Отбор проб для общего химического состава нужно производить не реже 4 раз в год, т.е. один раз в гидрологический цикл: в зимнюю межень (конец марта, начало апреля), весеннее снеготаяние (конец апреля — май), летняя межень (август, сентябрь) и начало зимы (ноябрь). РН замерять непосредственно на источнике специальным прибором — сейчас существует много конструкций РН — метров. Пробы воды на общий химический состав отбирать, как и для бактериологического анализа, в специально подготовленную посуду. Частота отбора проб для бактериологического анализа та же, что и для общего химического анализа.
В зимнюю межень из всех десяти намеченных для каптажа источников рекомендуем отобрать пробы для определения в воде токсичных микроэлементов и тяжелых металлов — Al, Fe, Mn, Ba, Sr, Se, Be, V, Cd, As, Pb, Zn, Ni. Анализы выполнить в аттестованной лаборатории. Пробы воды, если доставка в лабораторию более чем через несколько часов, необходимо закрепить особо чистой азотной кислотой из расчета 4 мл на 1 литр воды.
После каптажа источников мониторинг должен быть продолжен. Частота наблюдений за дебитом и температурой может быть сокращена до одного раза в месяц или даже до одного раза в гидрологический цикл. Наблюдения за химическим составом и бактериологическим состоянием воды остаются прежними.
Литература
- Архипов С.А., Вотах М.Р., Шелкопляс В.Н. Стратиграфия, термолюминесцентный возраст и корреляция морей Белогорского Приобья // Четвертичные оледенения Западной Сибири и других областей северного полушария. — Новосибирск: Наука. — 1981.- С.17-29.
- Волков И.А., Волкова В.С., Гуртовая Е.Е. О строении и условиях формирования отложений района г. Самарово // Плейстоцен Сибири и смежных областей. — М.: Наука.- 1973.- С.34-39.
- Крапивнер Р.Б. Новые данные о геологическом строении района Самаровского останца.// Материалы к проблемам геологии позднего кайнозоя.- Л.: НИИГА.- 1969.- С.58-73.
- Крапивнер Р.Б. Самаровский феномен в Западной Сибири. Ледники или тектоника? — Бюл. МОИП. Отд. геол.-. 1979 -Т. 54.- Вып. 4.- С.79-93.
- Лазунов Г.И. Антропоген северной половины Западной Сибири (стратиграфия). М.: Изд-во МГУ.- 1970.- 230 с.
- Отчет Ханты-Мансийской геолого-съемочной партии о результатах групповой геологической съемки м-ба 1:200 000 листов р-42-III-XII; XIV-IIX, 75-76, XXI-XXV, XXII .- 1985.- Том 1.- Книга 2.
- Сухорукова С.С. Текстуры и состав морен Самаровской горы на Иртыше// Проблемы стратиграфии и палеогеографии плейстоцена Сибири. — Новосибирск: Наука. — 1982.- С.58-66.
- Чернов Г.А. О составе и условиях залегания валунных суглинков в разрезе Пионерской горы // Плейстоцен Сибири и смежных областей.- М.: Наука.- 1973.- С. 68-74.