Правовой режим особо охраняемых природных территорий ХМАО — Югры
Казанцев Ю.В., Казанцева Л.Н. (ГП ХМАО НАЦ РН им. В.И.Шпильмана)
В ХМАО-Югре ежегодно увеличивается территория нарушенных земель и это необходимо компенсировать, в том числе, за счет увеличения площади особо охраняемых природных территорий. (ООПТ). Однако это непросто, учитывая необходимость рационального использования природных ресурсов при разработке месторождений углеводородного сырья, освоении лесных ресурсов, прокладке коммуникаций и т.д. Для оптимального развития сети ООПТ необходимо учитывать современное состояние системы охраняемых природных территорий; уникальные особенности местностей ХМАО; разрабатываемые и перспективные для освоения месторождения; правовой режим существующих ООПТ.
В Федеральном Законе №33 от 14 марта 1995г «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено 7 категорий ООПТ, а именно: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные, природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.
В ХМАО-Югре имеется 4 категории ООПТ из перечисленных в законе: государственные природные заповедники; государственные природные заказники федерального и регионального значения; природные парки; памятники природы регионального значения (табл.1).
Таблица 1. Категории особо охраняемых природных территорий ХМАО-Югры
На территории ХМАО-Югры находится 2 государственных природных заповедника, находящихся в федеральной собственности: «Малая Сосьва» и «Юганский», общая площадь которых составляет 874198 га, или 1,63% территории округа. Государственный природный заповедник (как вид особо охраняемой природной территории) имеет самый жесткий правовой режим, исключающий какую-либо хозяйственную деятельность на его территории. Природные ресурсы переданы заповедникам на праве постоянного бессрочного пользования, недвижимость — в оперативное управление. Природные ресурсы и имущество полностью изъяты из гражданского оборота.
[SinglePic not found]
Рис.1. Степень жесткости правового режима ООПТ ХМАО
В округе образовано 4 природных парка: «Нумто», «Кондинские озера», «Сибирские Увалы», «Самаровский Чугас», общей площадью 1064052 га (2% территории ХМАО). Парки регионального значения, они расположены в различных районах ХМАО, и каждый из них имеет свои особенности. Природные ресурсы закреплены на праве постоянного бессрочного пользования и долгосрочной аренды («Сибирские Увалы»), недвижимость — на праве оперативного управления. Правовой режим природных парков позволяет осуществлять на их территории хозяйственную деятельность, традиционное природопользование, использовать их в рекреационных целях.
В округе действует 11 государственных природных заказников, общей площадью 1131047 га (2,1% площади ХМАО). Из них 3 заказника имеют федеральное значение (0,77%) и 8 — региональное. Заказники созданы на землях лесного фонда и землях запаса без изъятия земель. Основная цель образования заказников — охрана любых животных, т.е. заказники — комплексные и зоологические. Режим заказников позволяет осуществлять в них хозяйственную деятельность по согласованию с природоохранными органами, однако имеются существенные ограничения. На территории заказников находятся лицензионные участки, территории традиционного природопользования (ТТП).
В ХМАО-Югре имеется 7 памятников природы. Все они имеют региональное значение и небольшую площадь — от 100 га («Чеускинские кедровники») до 1000 га («Система озер Ун — Новыинклор, Ай — Новыинклор»), всего 3172 га, или 0,006% территории ХМАО-Югры. Часть памятников природы находится на территории заповедников и природных парков и вблизи населенных пунктов. Образование памятников природы регионального значения происходит без изъятия земель. На их территории, как правило, разрешается охота и рыбная ловля, сбор грибов, ягод, орехов и лекарственного сырья для личных нужд населения. Освоение территории в промышленных целях запрещено или ограничено. Памятники природы охраняют лишь какие-то определенные объекты и комплексы, а их небольшие размеры и возможность образования как с изъятием, так и без изъятия земель, позволяют создавать множество таких ООПТ без ущемления интересов природопользователей.
Кроме указанных в законе «Об ООПТ» категорий, в ХМАО — Югре имеется еще два вида ООПТ — это водно-болотные угодья международного значения и территории традиционного природопользования регионального значения.
В границах ХМАО-Югры расположено 2 водно-болотных угодья международного значения «Верхнее Двуобье» и «Нижнее Двуобье», общей площадью 790000 га. Обеспечивают охрану водно-болотных угодий международного значения специально уполномоченные государственные органы и службы государственных заказников, входящих в состав этих угодий. Международный статус этих территорий повышает их природоохранную значимость, что особенно важно, так как угодья расположены на крупнейшем трансграничном водотоке Западной Сибири — р. Обь. Некоторые территории ХМАО, например озеро Нумто, обладают качествами, позволяющими отнести их к водно-болотным угодьям международного значения.
На 1.01.2007 г. в границах автономного округа зарегистрирована 521 территория традиционного природопользования регионального значения (ТТП). Общая площадь этих земель — 14 894,9 тыс. га, что составляет 27,9% от площади округа. Здесь охрана окружающей среды осуществляется в соответствии с федеральным законодательством уполномоченными исполнительными органами государственной власти автономного округа и субъектами права традиционного природопользования. Субъекты права традиционного природопользования не вправе распоряжаться ТТП.
Закон, регулирующий правовой режим ТТП ХМАО-Югры, вступил в силу 29 января 2007 года. В настоящее время отсутствуют какие-либо положения о конкретных ТТП, а также не выполнено зонирование этих территорий, поэтому сейчас нельзя использовать в полном объеме природоохранные возможности этих ООПТ. Обилие территорий традиционного природопользования в сочетании с ненарушенными землями в северных районах округа позволяет создать в ХМАО-Югре национальный парк. Национальные парки могут быть только федерального значения, находиться в собственности государства и под его охраной. Это новая для ХМАО категория ООПТ, а значит и новые возможности для сохранения природной среды и осуществления традиционного природопользования.
Таблица 2.
Таким образом, в ХМАО-Югре ООПТ регионального значения количественно преобладают над ООПТ федерального значения, при этом режим охраны ООПТ федерального значения более жесткий — это заповедники и заказники.
Каркас сети ООПТ составляют заказники и природные парки. Они распространены повсеместно по территории ХМАО (за исключением Нефтеюганского района и Приполярного Урала), имеют разные цели, охранный режим. Территории заказников и природных парков достаточно велики для сохранения биологического разнообразия и поддержания экологического баланса на охраняемой территории. Зонирование территории позволяет осуществлять необходимую для развития региона хозяйственную деятельность.
Правовой режим ООПТ ХМАО разный — от самого жесткого (государственные природные заповедники), где фактически запрещена любая хозяйственная деятельность и изъятие каких-либо природных ресурсов, до слабого (территории традиционного природопользования), где по согласованию теоретически возможно все. Таким образом, охрана природы в первозданном виде осуществляется лишь на 1.6% территории округа. ООПТ, где хозяйственная деятельность разрешена, но существенно ограничена, составляют 5.6% от площади ХМАО, они и являются каркасом сети ООПТ ХМАО.
В то же время разнообразие правовых режимов позволяет, наряду с охраной природы, осваивать природные ресурсы, столь необходимые для развития экономики.
Анализ распределения ООПТ (без учета ТТП) по территории округа (рис.2) показывает, что они расположены неравномерно по административным районам. Так, в Белоярском районе доля площади, занятой ООПТ (без ТТП), составляет 20.8% ( с учетом водно-болотных угодий международного значения — 36%), в то же время в интенсивно осваиваемом Нефтеюганском районе лишь 0.004% (рис.2). Поэтому необходимо увеличивать площади ООПТ в районах, где уровень антропогенной нагрузки высок — Нефтеюганском, Нижневартовском, Сургутском, а также в районах, перспективных для освоения — Ханты-Мансийском, Березовском.
Рис.2. Доля площади ООПТ в административных районах ХМАО
В целом по ХМАО-Югре доля территорий, на которых расположены ООПТ, составляет 5.7%, а с учетом водно-болотных угодий международного значения — 7.8%. Это невысокий показатель, особенно для региона, подверженного столь интенсивной техногенной нагрузке. В среднем по России он равен 11%.
Современное законодательство предусматривает несколько категорий ООПТ, обладающих различными правовыми режимами, разной формой собственности на природные ресурсы, разной организацией управления и охраны. Благодаря этому, возможна организация такой сети ООПТ, в которой было бы оптимально урегулировано сочетание охраны окружающей среды и хозяйственной деятельности. Именно комбинация различных режимов использования и охраны территорий позволит достичь устойчивого развития территорий в будущем. ХМАО-Югра является одним из наиболее интенсивно развивающихся субъектов РФ, и развитие промышленности должно быть компенсировано улучшением охраны окружающей среды, в том числе и за счет развития сети ООПТ.
Очевидно, что полностью изъятые из хозяйственного использования заповедники не должны занимать гигантских пространств, тем более в таком стратегически важном для России регионе, как ХМАО. В то же время сеть природных парков, заказников, памятников природы и других ООПТ может и должна быть расширена. Оптимальными направлениями развития сети ООПТ будут:
- создание новых ООПТ, в первую очередь природных парков, заказников и памятников природы;
- повышение статуса уже существующих ООПТ до федерального и международного уровня ;
- оптимизация площади и категории некоторых ООПТ;
- совершенствование нормативно-правовой базы ХМАО-Югры в сфере ООПТ.