Западно-Сибирский филиал ФГУ «ГКЗ» — первые результаты и проблемы
Хафизов Ф.З. (Западно-Сибирский филиал ФГУ ГКЗ)
К настоящему времени можно считать, что основная часть проблем, вызванных реорганизацией работ по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 года 69, решена. Созданы и функционируют филиалы ФГУ «ГКЗ» в регионах. Основная задача филиалов — проведение работ по государственной экспертизе отчётов с подсчётом запасов полезных ископаемых, обеспечение своевременного рассмотрения материалов оперативного изменения состояния запасов, представляемых недропользователями на экспертизу.
Западно-Сибирский филиал ФГУ «ГКЗ» создан в г.Тюмени. Ему переданы полномочия по государственной экспертизе оперативного изменения состояния запасов нефти и газа, а также отчетов с подсчетом запасов месторождений с суммарными извлекаемыми запасами нефти менее 3 млн.т и газа 3 млрд.м3 по 6 субъектам федерации Западно-Сибирского региона (Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). По территории Тюменской области, с входящими в ее состав автономными округами, Западно-Сибирский филиал также осуществляет экспертизу запасов подземных вод.
В филиале полностью укомплектован кадровый состав: директор (Хафизов Ф.З.), заместитель директора (Панов С.Ф.), главный бухгалтер, 13 инженеров, которые распределены по территориям деятельности компаний: по ХМАО — 5, по ЯНАО — 3, по Томской области — 1, по Новосибирской и Омской — 1, по югу Тюменской области -3 (в том числе 1 инженер по подземным водам) и 1 документовед.
За период, прошедший со времени создания филиала, было организовано и проведено четыре заседания экспертной комиссии по государственной экспертизе запасов углеводородного сырья, изменения по которым произошли в результате геолого-разведочных работ компаний в различных субъектах федерации. В работе экспертной комиссии, кроме внештатных экспертов, участвовали: представители ФГУ «ГКЗ» (Ульянов В.С., Швецова М.Н. и др.), эксперты из научно-исследовательских организаций (Воцалевский З.С., Петерсилье В.И., Фурсов А.Я., Яценко Г.Г.) , сотрудники Западно-Сибирского филиала агентства по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Ворожев Е.С.), управлений по недропользованию Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
На рассмотрение экспертной комиссии материалы представили 42 недропользователя по 125 месторождениям и 300 объектам подсчета. Только по 13 объектам с оперативным изменением запасов материалы были возвращены недропользователям из-за низкого качества выполненных геологоразведочных работ и слабой обоснованности подсчётных параметров залежей. Всего в работе экспертной комиссии по углеводородному сырью были задействованы 66 экспертов, в основном из г. Тюмени, участвовали также эксперты из г. Томска. Всего по представленным материалам подготовлено 750 экспертных заключений. На один объект в большинстве случаев привлекались два-три эксперта — геолог и геофизик по промыслово-геофизическим исследованиям скважин, при необходимости сейсмик или гидродинамик. Среднее количество экспертиз на 1 объект оперативного изменения запасов составило 2,5. Помимо оперативных изменений, государственную экспертизу на заседании комиссии прошли отчеты по подсчету запасов по 4 месторождениям, один из них (отчет по подсчету запасов Северо-Тарховского месторождения) возвращен на доработку.
Кроме того, подготовлены экспертные заключения и сводные экспертизы по 13 отчетам по подсчету запасов подземных вод. Материалы переданы в территориальные комиссии по запасам соответствующего субъекта федерации и по ним принято решение. Еще 9 отчетов проэкспертировано, и материалы переданы в ТКЗ. В работе участвовали 16 экспертов.
Ряд организационных вопросов, связанных с работой филиала по проведению государственной экспертизы, по мнению сотрудников Западно-Сибирского филиала, до сих пор не доработан.
- Система планирования и отчетности по государственной экспертизе геолого-геофизической информации и запасов представляется излишне детализированной, что приводит, с одной стороны, к нереальным плановым цифрам, с другой — к потере большого количества времени сотрудников на работы, непосредственно не связанные с экспертизой.В настоящее время планирование и отчетность ведутся помесячно, хотя запланировать близкие к реальным объемы работ невозможно даже поквартально. Это связано с тем, что для определения плановых объемов работ необходимо запросить информацию почти у 150 недропользователей в 6 субъектах федерации. По опыту наших общений с недропользователями, большинство (50-60%) компаний с первого раза не реагируют на эти запросы, а те, кто направляют ответы, чаще всего присылают весьма формальные данные, т.к. сами не знают, какой объем экспертиз и в какие сроки им предстоит защищать отчеты. Это можно понять, так как результаты работы недропользователей связаны с деятельностью большого количества подрядчиков (сейсморазведчиков, буровых предприятий, каротажников, научно-исследовательских и тематических организаций и т.д.), которые не всегда своевременно выполняют свои обязательства. Таким образом, помесячное планирование количества объектов экспертизы оперативного изменения состояния запасов представляется довольно сложным из-за того, что очень трудно учесть все факторы, влияющие на результаты геологоразведочных работ.Этот вопрос можно было бы решить, применив статистический метод, но для этого надо проработать в неизменных условиях, по крайней мере, лет пять. На данном этапе представляется более целесообразным планировать работы поквартально, дав филиалу возможность манёвра в рамках выделенных средств.
- К сожалению, в ФГУ «ГКЗ» накопилось много отчетов по подсчету запасов, которые находятся без рассмотрения по году и более (только по Западно-Сибирскому региону таких отчетов около 100). Из-за этого недропользователи пытаются провести экспертизы своих запасов под видом оперативного изменения в филиале, хотя представляемые материалы должны быть оформлены в виде полновесного отчета в соответствии с действующими требованиями ГКЗ. И это им иногда удается, т.к. нет четкого определения, что относить к оперативному изменению запасов, а что представлять в виде отчета. Разработка и утверждение окончательного варианта «Регламента проведения государственной экспертизы запасов углеводородного сырья», где эти вопросы должны быть проработаны, слишком затянулась.
- В настоящее время экспертиза материалов по результатам оперативного изменения запасов проводится и в Москве в ГКЗ, и в филиалах. Это позволяет недропользователям маневрировать между этими двумя инстанциями и в зависимости от ситуации представлять материалы или в филиал, или в ГКЗ. А поскольку до филиалов не доходит информация о материалах, рассмотренных в ГКЗ, или доходит с большим опозданием, нет возможности проконтролировать ситуацию. Представляется более целесообразным четко разграничить полномочия по рассмотрению оперативных изменений запасов между ГКЗ и ее филиалами. Необходимо также создать автоматизированную систему учёта объектов, представляемых на государственную экспертизу, и наладить системный обмен информацией между ФГУ «ГКЗ» и филиалами.
Отсутствие действующего регламента работ по организации и проведению государственной экспертизы запасов приводит к тому, что разные недропользователи направляют на экспертизу материалы в разной форме и разной полноты, что существенно осложняет работу как внештатных экспертов, так и Экспертной Комиссии. Только имея четкие требования Государственной комиссии по запасам, можно разработать стандарты для всего процесса подготовки и представления материалов на государственную экспертизу.
В 2007 году планируется провести еще 3 заседания Экспертной Комиссии ФГУ «ГКЗ» (ориентировочно в июле, октябре и ноябре), где будут рассмотрены результаты деятельности недропользователей по подготовке запасов нефти и газа, подсчету и пересчету запасов. По результатам этих заседаний будут внесены изменения в Государственный баланс запасов полезных ископаемых за 2007 год. Начиная с 2007 года, результаты геологоразведочных работ, не прошедшие государственную экспертизу в отчетном году, в форме статистической отчетности 6-гр не будут учтены.
Основную свою задачу Западно-Сибирский филиал видит в организации и проведении государственной экспертизы запасов в соответствии с действующими нормативными и инструктивными документами, в обеспечении недропользователей нормальными условиями для соблюдения взятых на себя обязательств по подсчету, экспертизе и учету запасов в соответствии с лицензионными соглашениями в рамках действующего законодательства.