Нефтяные источники Брадфорда (въ сѣверной америкѣ) и его окрестностей

 

Составил Инженеръ-технологъ Гулишамбаровъ. Тифлисъ 1882.

Текст приводится из годового издания «Русскiй вѣстникъ» (Москва, март 1882г.) с сохранением русской дореволюционной грамматики и пунктуации

Нефтяное дѣло у насъ на Кавказѣ такъ быстро развивающееся въ теченiе послѣднихъ восьми лѣтъ заслуживаетъ особеннаго вниманiя по той важности какую имѣетъ для торговли эта отрасль промышленности. Несмотря на то что наши источники гораздо богаче американскихъ, и что при правильной ихъ разработкѣ мы могли бы продовольствовать нефтью не только себя но и всѣ сосѣднiя государства, до сихъ поръ здѣсь имѣютъ мѣсто нѣкоторыя неблагопрiятныя влiянiя сильно тормозящiя дѣло, и Россiя покупаетъ даже часть керосина у Америки; она уплатила напримѣръ ей въ прошломъ году за всѣ нефтяные продукты 300.000 рублей. Положимъ эта сумма для Америки, забравшей все освѣщенiе мiра въ свои руки и продавшей напримѣръ въ томъ же году одной Германiи разныхъ продуктовъ нефти на 18 миллiонов, – ничтожна, но какъ бы то ни было, ею выражается наша экономическая зависимость, и надо стремиться всѣми мѣрами къ уничтожению этой зависимости, по крайней мѣрѣ относительно такого предмета какъ нефть, которымъ мы богаче чѣмъ Американцы. Но дѣло въ томъ что у насъ напримѣръ въ Баку совсѣмъ оконченная буровая скважина бросается какъ не стóящая разработки, если она даетъ только 100-200 пудовъ въ сутки, между тѣмъ какъ в Америкѣ есть скважины дающiя только около 2 ½ пудовъ и все-таки эксплуатируемыя. Кромѣ того наше нефтяное дѣло идетъ часто безъ тѣхъ техническихъ приспособленiй которыя въ настоящее время выработаны наукой. Американцы зорко слѣдятъ за развитiемъ нефтянаго дѣла у себя и въ другихъ государствахъ, знакомы съ литературой предмета, имѣютъ спецiальный журналъ и т.д. Наша же техническая литература сообщаетъ весьма мало новостей по этому предмету, а сами нефтепромышленники до сихъ поръ не находятъ для себя возможнымъ имѣть спецiальных корреспондентовъ. Авторъ книги полагаетъ что его очерки могутъ принести пользу лицамъ интересующимся данным дѣломъ. Онъ былъ командироваъ въ концѣ 1879 на два года спецiально для изученiя современнаго состоянiя нефтянаго дѣла въ Европѣ и Америкѣ. Въ настоящее время имъ приготовляется къ печати подробный отчетъ о своемъ путешествiи, состоящiй изъ 10 томовъ, но такъ какъ печатанiе такого большаго отчета можетъ замедлиться по недостатку средствъ, то онъ и предполагаетъ выпускать время отъ времени отдѣльные отчеты по различнымъ отдѣламъ нефтянаго дѣла. Въ настоящемъ отчетѣ авторъ знакомитъ нас съ нефтянымъ дѣломъ Америки, страны въ которой эта отрасль промышленности развита болѣе чѣмъ въ какомъ-нибудь другомъ государствѣ.

Прежде всего авторъ описываетъ исторiю развитiя нефтянаго дѣла въ Америкѣ. «Нефть была открыта въ Пенсильванiи въ 1859 году; по настоящее время были открыты тамъ три главные нефтяные бассейна: 1) въ графствѣ Венанго, на берегу прославленнаго Маслянаго Ручья (Oil Creek); 2) въ графствѣ Бутлеръ, на берегу Боброваго ручья (Beaver Creek) и 3) въ графствѣ Макъ-Кинъ (Mac Kean), примыкающемъ къ южной границѣ штата Нью-Йоркъ. Въ свое время два первые бассейна давали громадное количество нефти, и скважины дававшiя по 300–500 баррилей въ сутки не составляли исключительнаго явленiя, а напротивъ были очень обыкновенными. Но въ то же время производительность ихъ бывала непродолжительна, и потому признаки истощенiя Венанго и Бутлера стали ясно обозначаться уже спустя 10 лѣтъ послѣ ихъ открытiя. Въ настоящее же время оба эти бассейна до такой степени истощены что едва даютъ 3–40 нефти, добываемой въ Брадфорскомъ округѣ, графствѣ Макъ-Кинъ. Этотъ последнiй округъ служитъ въ настоящее время главнымъ центромъ американской нефтяной промышленности и далъ въ послѣднiя шесть лѣтъ своего существованiя слишкомъ 55 миллiоновъ баррилей нефти. Поэтому неудивительно что признаки и его истощенiя уже начинаютъ обозначаться. Правда что они еще не рѣзко обозначились, но по справедливому выраженiю Стоуэля они представляютъ уже собою руку пишущую роковыя слова на стѣнѣ. Площадь залеганiя нефти ясно обозначилась еще въ концѣ прошлаго года, и за ея предѣлами либо вовсе не находятъ нефти, либо находятъ въ такомъ ничтожномъ количествѣ что не стóитъ разработки. Опредѣленiе этой площади было началомъ конца Брадфорскаго нефтянаго дѣла.»

Нефть въ Брадфордѣ была открыта не случайно, какъ много нашихъ источниковъ въ Баку. «Когда въ началѣ 60хъ годов въ Америкѣ быстро начала развиваться нефтяная промышленность и так-называемая нефтяная лихорадка охватила собою можно сказать всѣ слои американскаго общества, тогда нѣкоторые искатели нефти стали забѣгать впередъ отъ извѣстных нефтяныхъ пунктовъ чтобъ отыскивать новые источники. Одинъ изъ такихъ искателей нефти, нѣкто Динъ, въ 1865 году, когда нефть, какъ говорится, рѣкой лилась на югѣ, въ Татуйсвилѣ, Oil City и Паркерѣ, удалился значительно впередъ на сѣверъ, въ Брадфордъ, и началъ производить тамъ свои пробныя буренiя. Но первые опыты были неудачны, и только чрезъ нѣсколько лѣтъ, въ концѣ 1871 года, впервые добыли нефть. Собственно же развитiе брадфордскаго нефтянаго дѣла можно считать съ 6 декабря 1874 года, когда была окончена вторая буровая скважина, привлекшая къ себѣ вниманiе. Съ этихъ же поръ сталъ развиваться и Брадфордъ, бывшiй до этого ничтожною деревушкой. Авторъ очень живо описываетъ исторiю этого быстраго развитiя, но за подробностями мы отсылаемъ читателей къ самой брошюрѣ, здѣсь же сдѣлаемъ только нѣсколько выписокъ, такъ какъ исторiя Брадфорда можетъ служить обращикомъ вообще американской предпрiимчивости.

Как сильно было развитiе нефтянаго дѣла въ Брадфордѣ видно изъ того что первый колодезь былъ заложенъ только въ концѣ 1874 года, и уже въ началѣ августа 1881 года, то-есть спустя 6 ½ лѣтъ ихъ насчитывалось болѣе 12.000 или слишкомъ 1.800 скважинъ въ годъ среднимъ числомъ. Вышки выростаютъ буквально какъ грибы послѣ дождя и часто ихъ является по 300 штукъ въ мѣсяцъ, то-есть столько сколько у нас Баку въ 6 лѣтъ, начиная съ 1 января 1873 года по 1 января 1879 года.

«Брадфордъ, какъ всегда бываетъ въ подобныхъ случаяхъ, скоро разросся въ довольно большой городъ; открылся въ немъ телеграфъ, открылись желѣзныя дороги, открылись всевозможныя мастерскiя и склады съ различными принадлежностями для производства буровыхъ работъ и наконецъ открылась даже спецiально нефтяная биржа. Въ настоящее время въ Брадфордѣ есть все чтó только нужно для производства работъ, а если чего и нельзя достать, то каждый день оттуда отходитъ столько поѣздовъ по всѣмъ направленiямъ что въ очень короткое время отовсюду можно получать все чтó угодно. Всѣ постройки въ немъ деревянныя и только два, три общественныя зданiя каменныя. Даже тротуары и тѣ деревянныя. Но чтó особенно поражаетъ непривычнаго наблюдателя это множество деревянныхъ вышекъ на каждой улицѣ. Почти во дворѣ каждаго дома можно найти одну или нѣсколько вышекъ и почти изо всехъ нихъ получаютъ нефть. Несмотря на такую близость къ нимъ жилыхъ помѣщенiй, пожары собственно в Брадфордѣ бываютъ не такъ часто какъ можно было бы думать. Даже не рѣдко можно видѣть во дворѣ высокую желѣзную трубу изъ которой постоянно выходитъ горючiй газъ изъ нефтяной скважины и горитъ и днемъ, и ночью. Всѣ дома, также какъ и вся брадфордская обстановка сшиты на живую нитку, если можно такъ выразиться. На всемъ видно что люди не предполагаютъ долго остаться здѣсь, что они здѣсь только на время, и потому каждый торопится воспользоваться этимъ временемъ и работаетъ много. Такаго оживленiя, такой работы и дѣятельности какъ въ Брадфордѣ не часто можно видѣть въ другихъ даже американскихъ городахъ, а о европейскихъ и говорить нечего.

«Не менѣе поразительно для непривычнаго глаза и освѣщенiе города не только ночью, но и даже днемъ. Дѣло въ томъ что Брадфордъ освѣщается и отопляется естественнымъ нефтянымъ газомъ выходящимъ изъ нефтяныхъ колодцевъ, и благодаря особеннымъ условiямъ газъ обходится такъ дешево что городъ не считаетъ нужнымъ гасить фонари даже днемъ. То же самое повторяется и во всѣхъ общественныхъ конторахъ. Газовое общество собираетъ газъ изъ 3-5 нефтяныхъ колодцевъ, находящихся въ 6 миляхъ отъ Брадфорда, въ небольшой газгольдеръ. Отъ послѣдняго проводится 6дюймовая труба въ городской газгольдеръ, а уже изъ послѣдняго газъ распространяется почти по всѣмъ домамъ и употребляется какъ для освѣщенiя, такъ и для отопленiя комнатныхъ и кухонныхъ печей.

«Чтобы взглянуть на Брадфордъ съ птичьяго полета, достаточно подняться на которую-нибудь изъ четырехъ возвышенностей заключающихъ городъ въ котловину. Городъ весь усѣянъ вышками, но послѣднiя идутъ гораздо далѣе городской черты, такъ что и всѣ окрестныя возвышенности точно также унизаны вышками. Высота не препятствуетъ американской предпрiимчивости и отовсюду можно видѣть какъ на неприступной горной выси стройно возвышается ажурная вышка и притомъ не одиноко, а вмѣстѣ со многими другими. Къ сожалѣнiю нѣтъ подробныхъ картъ, на которыхъ были бы обозначены всѣ уступы горъ отъ подошвы до вершины. Но это не только близъ города, но и гораздо далѣе… Идите въ какую угодно сторону отъ Брадъфорда, чась, другой, и непрерывная цѣпь вышекъ всюду будетъ слѣдовать за вами.

«Въ продолженiе всего пути мѣстность покрыта вышками и жилыми помѣщенiями, въ которыхъ живутъ рабочiе и мастеровые производящiе буровыя работы. Отъ Брадфорда до Babcock Mile цѣпь зданiй и вышекъ нигдѣ не прерывается, хотя нѣкоторыя мѣста этой цѣпи и носятъ различныя названiя. Опредѣлить гдѣ начинается одна деревня, или какъ сами Американцы называютъ city, и кончается другая, рѣшительно невозможно: вся мѣстность сплошь покрыта вышками, вокругъ которыхъ ютятся небольшiе домики рабочих. Только мѣстами, гдѣ находятся болѣе обильные источники нефти или мѣстность наиболѣе удобна для жилья, дома скучиваются нѣсколько чаще и эта кучка домовъ составляетъ въ административномъ дѣленiи самостоятельное цѣлое, city. Лѣсь вездѣ по этому пути до такой степени густой что вырубать его топором почти невозможно или стóило бы большихъ денегъ. Тутъ на помощь топору пускаютъ огонь, который быстро оголяетъ десятину за десятиной, оставляя только обгорѣлые пни вѣковыхъ деревьевъ, которыхъ даже этотъ всеразрушающiй дѣятель не можетъ разрушить. Чтобы начать работы на этой мѣстности, необходимо очистить ее отъ обгорѣлыхъ пней въ изобилiи торчащихъ повсюду. Но употребить для этого машины дорого и долго; за то выкопать подъ пнями небольшiя ямки, заложить динамитъ и взорвать на воздухъ дешево и скоро. Такъ истребляютъ Американцы лѣсъ чтобъ эксплуатировать нефть. На оголенныхъ мѣстахъ быстро закипаетъ работа, вышка вырастаетъ за вышкой, и не пройдетъ мѣсяцъ или другой какъ въ нѣсколькихъ мѣстахъ образуются новые города. Это такъ-сказать летучiе города. Къ новому городу быстро направляется вѣтвь отъ ближайшей желѣзной дороги, облегчая ему сообщенiе съ другими мѣстами и подвозя ему необходимые для работы матерiалы. По этим мѣстамъ всюду тянется только узкоколейная желѣзная дорога, которую тоже не безъ основанiя можно назвать летучею дорогой. Она строится на скорую руку и поднимается по такимъ крутизнамъ и дѣлаетъ такiе крутые повороты о которыхъ Европейцу даже трудно составить себе понятiе. Быстрота ея постройки вполнѣ отвѣчаетъ скорости образованiя городовъ въ этой мѣстности. Но новые города исчезаютъ такъ же быстро какъ и появляются, и желѣзная дорога тоже слѣдуетъ за ними. Истощается нефть въ одномъ мѣстѣ, городъ переносится на другое. Желѣзная дорога въ свою очередь быстро разбираетъ свои рельсы, шпалы и слѣдомъ идетъ за кочевьемъ искателей нефти. На ея пути нельзя встрѣтить ни глубокихъ выемокъ ни высокихъ насыпей, ни прочныхъ мостовыхъ сооруженiй; гдѣ приходится дѣлать глубокiя выемки, тамъ она предпочитаетъ либо обойти возвышенное мѣсто, либо перейти чрезъ него. А гдѣ встрѣчается оврагъ или расщелина, там она опрокидываетъ вѣковыя деревья, сколачиваетъ на живую руку деревянныя козла, прокладываетъ по нимъ брусья, шпалы, рельсы и проносится далѣе. Все дѣлается на лету, потому что не надолго.»

Уже изъ этихъ выписокъ мы видимъ какую несокрушимую энергiю вноситъ Американецъ въ какое-нибудь предпрiятiе. Разъ онъ отыскалъ нефть, онъ не валитъ дѣло черезъ пень колоду, какъ наши нефтепромышленники въ Баку, нѣтъ, онъ присасывается къ землѣ какъ пiявка, онъ сосетъ ее тысячью рожковъ, пока не истощитъ всю; тогда онъ идетъ далѣе, оставляя на опустѣлыхъ поляхъ свои вышки, которыхъ не даетъ себѣ труда даже снять. Самая небрежность обходится ему какъ-то дешевле чѣмъ намъ. У насъ напримѣръ мужикъ мало знакомъ съ нефтью и ея продуктами, а пожары составляютъ одинъ изъ самыхъ ужасныхъ бичей нашей родины и среднимъ числомъ черезъ каждыя 15 лѣтъ выгораетъ сплошь вся соломенно-деревянная Россiя; тамъ же, напримѣръ въ Брадфордѣ, гдѣ вышки въ каждомъ домѣ, гдѣ жгутъ лѣсъ чтобы разчистить мѣста, пожары бываютъ не особенно часто и среднимъ числомъ сгораетъ въ годъ до 200 вышекъ, то-есть около 2%, чтó очень не много. Здѣсь страхуютъ даже буровыя скважины, и лучшее доказательство что опасность отъ огня не велика, это невысокая страховая премiя.

Всѣ работы ведутся при помощи самыхъ усовершенствованных методовъ. Вездѣ дѣйствуетъ паръ, при каждой вышкѣ непремѣнно находится паровой котелъ, часто помъщаясь прямо на кучѣ каменьевъ. Нефть или бьетъ сама въ видѣ фонтана, иногда производимаго искусственно, или выкачивается паровыми насосами. Отъ скважины идетъ желѣзная труба прямо по землѣ, по которой и стекаетъ нефть, до ближайшаго резервуара трубной компанiи.

Торговля нефтью организована крайне просто и удобно. Здѣсь нѣтъ такихъ колебанiй, не дѣйствуютъ всѣ въ разбродъ какъ у насъ въ Баку, гдѣ часто одинъ продаетъ нефть по 15 коп. за пудъ, тогда какъ другой не можетъ продать и по 10. Нѣтъ, здѣсь нефть вся и вездѣ продается по одной цѣнѣ. Нефтепромышленникъ всю свою нефть, какого бы качества она ни была, доставляетъ въ резервуаръ ближайшаго общества, причемъ разстоянiе отъ вышки до резервуара не принимается въ разсчетъ, все равно – значительно оно или вышка стоитъ почти рядомъ съ резервуаромъ. Это даетъ нефтепромышленнику возможность не стѣсняться выборомъ мѣста для своей вышки и ставить ее хоть на неприступномъ утесѣ, если онъ надѣется достать тамъ нефть. Общество беретъ съ хозяина нефти 20 центовъ за каждый барриль (8 пудовъ) и 3% всего объема на усышку и утечку. За это нефть остается безплатно въ резервуарахъ общества въ продолженiе цѣлаго мѣсяца. Общество даетъ промышленнику квитанцiю на полученную нефть, и эту квитанцiю онъ продаетъ на биржѣ какъ товаръ, продаетъ одному, тотъ другому, третьему, десятому, такъ что квитанцiя въ теченiе мѣсяца можетъ перейти множество рукъ, а нефть все еще будетъ храниться въ резервуарахъ общества. Всѣ дѣла дѣлаются на нефтяныхъ биржахъ въ Татуйсвилѣ, Питсбургѣ и др. Наконецъ если находится покупщикъ желающiй подвергнуть нефть дальнѣйшей обработкѣ, онъ беретъ ее изъ резервуаровъ общества и отправляетъ въ портовые города Атлантического океана, или по нефтепроводам, гдѣ они имѣются, или въ наливныхъ вагонахъ желѣзныхъ дорогъ. Понятно такимъ образомъ что цѣна нефти на мѣстѣ всегда одна и та же и сбытъ зависитъ только отъ спроса. А спросъ всегда существуетъ, оттого что Америка освѣщаетъ своею нефтью всѣ государства мiра. При этомъ американскiе нефтепромышленники довольствуются гораздо меньшею прибылью чѣмъ наши бакинскiе, но дѣлая громадные обороты все-таки получаютъ больше барыша. Буровая скважина въ Америкѣ обходится от 3 до 4 тысячъ долларовъ, а у насъ въ Баку отъ трехъ до четырехъ тысячъ рублей. Собственно скважина стóитъ 1.000 долларовъ, такъ какъ буровыя работы сдаютъ особой компанiи спецiально только этимъ и занимающейся. Сверлить приходится до глубины 1.500–1.800 футовъ, до третьяго Брадфордскаго нефтянаго песку. За каждый пройденный футъ берутъ до 60 центовъ и при благопрiятныхъ условiяхъ проходятъ до 50 футовъ въ день.

Авторъ далѣе приводитъ цифровыя данныя, по которымъ можно видѣть какое количество нефти добывается помѣсячно, посуточно и притомъ въ одномъ Брадфордскомъ округѣ и во всей Пенсильванiи. Брошюра написана очень легкимъ слогомъ, чтó составляетъ не маловажное удобство въ подобнаго рода спецiальныхъ сочиненiяхъ. Въ концѣ авторъ замѣчаетъ что производительность Брадфорда теперь уменьшается, такъ какъ громадное количество добытой нефти уже значительно истощило бассейнъ. Американцы уже теперь производятъ пробныя буренiя въ разныхъ мѣстахъ Соединенныхъ Штатовъ, но до сихъ поръ безъ успѣха, и у нихъ теперь все больше укореняется убѣжденiе что Брадфордъ послѣднiй большой нефтяной бассейнъ. Истощится онъ, и нефть немедленно поднимется въ цѣнѣ, если только не найдется другой бассейнъ. Может-быть къ тому времени и наше нефтяное дѣло на Кавказѣ разовьется настолько что нам уже не придется покупать нефть у другихъ, а напротивъ мы сами будемъ въ состоянiи снабжать ею сосѣднiя государства.