Бонусы и анализ налоговых систем

 

Источник: OGJ, Feb.8, 1999, р.51

Эндрю Дерман и Даниэль Джонстон

 Основное внимание при анализе фискальных систем в нефтяной промышленности обращается на раздел прибыли, на “долю” государства или штата.

Если исходить из обычных расчетов “доли государства”, то можно сказать, что условия Внешнеконтинентального шельфа (ВКШ) США являются одними из лучших в мире.

«Доля государства» обычно состоит из четырех основных элементов:

  • бонус подписания;
  • роялти;
  • выплаты, основанные на прибыли (обычные подоходные налоги, сборы, раздел “распределяемой нефти”, специальные нефтяные налоги и так далее);
  • “участие государства”.

Есть и другие элементы, но они, за некоторыми исключениями, обычно не существенны. Сюда входят таможенные пошлины, экспортные тарифы, налоги, связанные с зарплатой или социальным страхованием, и трудноисчисляемые “зашифрованные налоги”, такие как фонды развития и сборы на обучение.

Бонусы подписания

Около 40% стран используют бонус подписания, который часто является одним из параметров торгов.

В США для всех практических целей бонус является единственным определяющим фактором.

К примеру, бонус подписания в 5 млн.долл. для данного участка может оказаться окончательной “долей” государства, если не будет открыто месторождение. Но если месторождение будет открыто, то уже любой бонус будет выглядеть незначительным с точки зрения “доли”. Например, месторождение в 10 млн.бар. (1.6 млн.м3) при цене нефти в 15 долл. за баррель. Бонус в 5 млн.долл. составит лишь 0.33% совокупного дохода, и он заслуживает лишь упоминания при обычном расчете “долей”.

Тем не менее бонус очень важен.

Лицензии на ВКШ США выдаются на основе конкурса бонусов. С 1953 по 1997 гг. был пролицензирован 18291 участок (384 тыс. км2).

Лицензионные блоки в США малы по мировым стандартам, в среднем их размер составляет 5200 акров (21 км2). Во многих других странах площадь участка варьирует от 250 тыс. акров (1011 км2) до 500 тыс.акров (2022 км2) и больше.

На ВКШ США с 1953 г. средний бонус составляет 3.2. млн.долл. (627 долл. за акр – 0.004 км2). А средний бид за последние 10 лет, начиная с 1988 г., равнялся 0.5 млн.долл. (122 долл. за акр). По международным стандартам это относительно высокий показатель. Он эквивалентен бонусу в 30 млн.долл. за блок площадью 250 тыс.акров (1011 км2). Для сравнения средний стартовый размер бонуса по участкам, выставленным на аукцион шестого раунда лицензирования недр ХМАО, составил 230 тыс. долл. США (622$/км2 или 2.5$/акр), максимальный бонус подписания по Верхненадымскому участку – 14146 $/км2, или 56.5$/акр.(Примечание ред.)

Совокупный доход США от бонусов за 1953-1997 гг. составил 59.4 млрд.долл. Это немного больше, чем доход государства от роялти.

Роялти

Совокупный доход США от роялти за 1953-1997 гг. составил 57.9 млрд.долл. Обычно роялти на ВКШ взимается в размере 1/6 от объема добытой нефти, или 16.6667%. Однако кое-где роялти составляет 1/8 часть добычи (12.5%) для лицензий на глубинах моря больше 400 м.

 

Рис. 1. Совокупные роялти и бонусы
Рис. 1. Совокупные роялти и бонусы

 

Около 16% добываемой нефти и 10% газа облагается роялти в размере 1/8. Таким образом, средняя норма роялти в 1953-1997 гг. составляла 16.01% для нефтедобычи и 16.26% — для добычи газа.

Освобождение от роялти

28 ноября 1995 г. вышел Акт об освобождении от роялти добычи на глубоководных участках.

До этого момента единственной разницей между условиями в мелких и глубоких водах на ВКШ США была норма роялти. Для глубин менее 400 м норма составляла 1/6 (16.66%), а более 400 м – 1/8 (12.5%). Эта небольшая разница не способствовала стимуляции работ на глубоководье. Акт предоставляет освобождение от роялти исходя из накопленной добычи и глубины моря.

Согласно ММS (Службе управления ресурсами) освобождение от роялти глубоководных участков привело к рекордным по числу продаж торгам в центральной и западной частях Мексиканского залива в последние 2 года.

Бонусы и роялти

На ВКШ США годовой доход государства от бонусов был, как правило, больше, чем от роялти до начала-середины 80-х гг. К 1997 г. совокупная величина бонусов была все еще больше, чем совокупные роялти (рис.1).

Если бы работы по лицензированию были в настоящий момент приостановлены, то не было бы больше бонусов, а выплаты роялти продолжались бы. Совокупные роялти могли бы составить 90-100 млрд.долл. Это почти в два раза превышает сумму бонусов (рис.2).

 

Рис. 2. Участки, пролицензированные в 1953-1997 гг.
Рис. 2. Участки, пролицензированные в 1953-1997 гг.

 

Данные, приведенные на рисунке, рассчитывались из предположения, что выплата роялти будет продолжаться, но уменьшаться на 10% в год. На рис.2 также представлены совокупные роялти с точки зрения текущей стоимости (дисконтированные на 10%). Предполагалось, что средневзвешенный период времени между уплатой бонуса и соответствующими выплатами роялти (если они будут) составляет 8 лет.

Совокупные дисконтированные роялти составляют 45 млрд.долл., а совокупные бонусы – 59.4 млрд.долл.

На текущий момент бонусы в два раза превышают роялти. Причина — в большой временной разнице между уплатой бонуса и соответствующими выплатами роялти.

Табл. 1 иллюстрирует последовательность событий для типичного мелководного месторождения шельфа.

 

Таблица 1

Таблица 1

 

Разница во времени

Обычно проходит несколько лет между временем, когда платится бонус за участок шельфа в Мексиканском заливе, и открытием месторождения, если таковое происходит.

В середине 70-х гг. средневзвешенный отрезок времени между открытием и началом эксплуатации на шельфе составлял 4.5 года. К началу 90-х годов этот промежуток уменьшился до одного года для месторождений, открытых на шельфе, которые легко могут быть привязаны к существующей инфраструктуре.

На глубоководье ситуация далеко не такова. Подготовительный период между открытием и эксплуатацией на глубоководье составляет от 5 до 15 лет, если открытие достаточно крупное: большие глубины требуют более крупных размеров месторождений для обеспечения рентабельности разработки.

Существует разница между техническим результатом (что-то открыли) и коммерческим (нашли что-то достаточно большое для разработки). Эта разница еще значительнее на глубоководье. Более того, большие глубины требуют больше времени для поисков и разведки.

С учетом влияния бонусов “доля государства” в нефтяной промышленности превышает 70%; это значительно больше, чем в среднем по миру.

Этот эффект в США проявляется более динамично, так как отсутствуют другие параметры торгов. Интересно, что имеются параллели между ВКШ США и системами, где лицензии выдаются на базе бида рабочей программы, без бонусов, как это происходит в Великобритании.

Если конкретный участок, выставляемый на тендер в Великобритании, может быть в достаточной мере испытан, к примеру, двумя скважинами, то потенциальный участник торгов может предложить в биде более двух скважин, чтобы выиграть тендер.

Последний пример – борьба на торгах за открытое Би-Пи месторождение Суилвен на западе Шетландского участка 204/19 в июне 1996 г. Считалось, что месторождение распространяется в пределы соседних блоков 204/14 и 204/15. Би-Пи обратилась к Департаменту торговли и промышленности с просьбой выдать лицензии на эти блоки вне раунда. Критериям конкурса удовлетворяли шесть компаний, но консорциум АРКО, включающий Коноко, Бритиш-Борнео и Рейнджер Ойл, представил самую действенную рабочую программу.

Нефтегазовые компании практически единодушно отдают предпочтение конкурсу рабочих программ в сравнении с конкурсом бонусов. Однако обе эти системы имеют много общего.

Показатели “доли”

Большинство опубликованных показателей “доли государства” базируется на разделе прибыли без учета дисконтирования (по номиналу) и рисков. Это одна из основных причин, почему показатели ”доли” нельзя принимать слишком серьезно. Они важны, но несовершенны.

Динамическая разница между бонусами и роялти становится еще значительнее в условиях глубоководья, где увеличиваются затраты и продолжительность подготовительного периода. Это же относится к разнице между техническим и коммерческим успехом.

Пороговый размер месторождения для разработки на глубоководье превышает этот показатель для мелководья в связи с отсутствием инфраструктуры и дополнительными затратами.

Условия на глубоководье ВКШ США имеют безусловно высокий рейтинг благодаря освобождению от роялти. “Доля государства”, если игнорировать бонусы, может составлять всего 35%, если каникулы роялти распространяются на всю добычу месторождения. Когда в анализе учитываются бонусы, “доля государства” существенно возрастает и может превышать 60%.

Здесь следует упомянуть , что многие компании рассматривают затраты на сейсмику и на другие геологические и геофизические работы, а также на поиски и разведку и содержание администрации в том же ключе, что и бонусы. Только те затраты, которые непосредственно относятся к лицензионному участку, учитываются при расчете накладных расходов лицензионного участка. Так, расходы по региональным сейсмическим, региональным геологическим и геофизическим работам или расходы на поиски и разведку и содержание администрации часто не включаются в экономические расчеты, связанные с конкретным проектом.

Это особенно характерно для Мексиканского залива, где средний размер участка составляет 5000 акров (20.2 км2).

Условия на ВКШ США считаются благоприятными для нефтяной промышленности благодаря сочетанию следующих факторов:

  • соревновательные фискальные условия, сопоставимые с другими странами;
  • хороший геологический потенциал;
  • отсутствие “сплошной ограды” (ring fence), что позволяет учитывать затраты на поисково-разведочные работы, не давшие положительного результата, за пределами данного лицензионного участка.

Эти факторы сделали ВКШ США одной из самых разрабатываемых глубоководных морских провинций. Но хотя условия являются соревновательными, они не столь оптимальны, как это подразумевает обычный анализ. С освобождением от роялти условия на глубоководье определенно лучше.

Условия на ВКШ США – благоприятные, но не благотворительные. Государство получает максимально возможный доход, и для нефтяной промышленности деньги не падают с неба.

 

Таблица 2

Таблица 2