Оптимальная технология подготовки соглашения о разделе продукции

 

Карасев В.И.Шпильман В.И.

Накопленный опыт разработки Соглашения о разделе продукции, часто отрицательный, побуждает осветить некоторые наиболее острые вопросы и наметить оптимальный механизм подготовки Соглашения о разделе продукции.

Разработка технико-экономических показателей (ТЭП)

Многие компании разрабатывают ТЭП по старинке, все силы затрачивая на доказательство того, в каких сложных условиях им придется работать, как это для них трудно и убыточно. Тем самым демонстрируется полное неумение составить бизнес-план. Так, одна компания представила материалы на заседание Думы ХМАО, в которых доказывала, что разработку действующего уже в течение 13 лет месторождения она будет осуществлять без прибыли. Весьма часты такие расчеты, когда предполагается 90-95% всей добытой нефти затрачивать на реализацию самого проекта. Все это и многие другие экономические несуразности утверждает Центральная комиссия по разработке (ЦКР), которая в лучшем случае просто не задумывается над тем, что же такое экономика нефтедобычи. После этого назначается Государственная комиссия по выработке условий СРП, которая оказывается в весьма щекотливой ситуации: все показатели, утвержденные ЦКР (а это структура, обслуживающая государственный орган Минтопэнерго) оказываются непригодными для любого варианта СРП. Из предыдущих статей читатель может понять, откуда возникает прибыль государства. В основном, это раздел прибыльной продукции, получившейся после изъятия от всей произведенной нефти компенсационных затрат и роялти. Но, если проект 13 лет реализуется без прибыли, то при любых пропорциях раздела государство ничего не получает, разделяя с компаниями нулевую прибыль. А это значит – изъятие из бюджета всех уровней значительных сумм, о которых ЦКР, возможно, и не задумывалась, утверждая показатели, и Государственная комиссия не имеет возможности с этим согласиться.

Такая же ситуация складывается с утвержденными ЦКР проектами, когда 90-95% добытой нефти расходуется на реализацию самого проекта, т.е. на закапывание в землю новых миллионов тонн стали.

Складывается парадоксальная ситуация, аналогичная той, как если бы сначала утвердили проект неизвестного типа самолета, неизвестно зачем предназначенного, а потом государственная комиссия пыталась бы определить основные требования к этому самолету: его грузоподъемность, дальность полета и т.д. Возникают проблемы, связанные с непониманием некоторых параметров СРП. Особенно с предельной долей нефти, идущей на компенсацию затрат. Из предшествующих статей, из самой сути Закона «Об СРП» нетрудно понять, что это предельно пиковые нагрузки на экономику, допустимые в какой-то краткосрочный период. Совсем по другому понимают составители проектов и утверждающие эти проекты ЦКР. Если, например, говорится, что предельная доля нефти, которую можно расходовать на компенсацию затрат (реализацию проекта) составляет 90%, то разработчики проектов на все 20-25 лет разработки, на каждый год в период разработки закладывают в расчеты показатели, при которых 90% добытой нефти будет отдаваться компании на покрытие ее расходов. Конечно, после утверждения ЦКР подобных расчетов никакая экономика не выдержит. Законодатель предусмотрел пиковые нагрузки для начальной стадии освоения месторождений. Мы же на практике имеем дело с месторождениями, уже давно находящимися в разработке.

Возникают странности и в последовательности предоставления и рассмотрения некоторых материалов. Обычно не в начале, а в самом конце переговорного процесса возникает вопрос о недоамортизированном имуществе компаний на месторождении, отягощенный еще и тем, что стремительная приватизация ко многим существенным имущественным вопросам отнеслась скоропалительно. Эта недоамортизированная часть имущества может быть столь велика, что ее компенсация, особенно с применением механизма аплифта разрушает все ранее выстроенные экономические схемы. Итак, мы можем определить три группы факторов, которые тормозят эффективную разработку Соглашения о разделе продукции:

  • отсутствие бизнес-плана, согласованного сторонами, который бы предшествовал и служил основой для разработки проекта освоения месторождения;
  • отсутствие проверенной, подтвержденной аудитом локальной базы данных проекта, содержащей сведения об имуществе, запасах, состоянии инфраструктуры, экологии, задолженностях и т.д.;
  • отсутствие согласованных сторонами понятий о предельной доле компенсационной продукции, об органе, представляющем интересы государства и ведущем взаиморасчеты с компанией (прием построенных сооружений, оплата их стоимости компенсационной нефтью, согласование предстоящих затрат и т.д.).

Для решения этих проблем был бы эффективен следующий механизм разработки Соглашения о разделе продукции:

  1. Локальная БД проекта. Компания и специализированные подразделения ХМАО формируют локальную БД проекта, выверяют ее и проводят первый этап переговоров, цель которого – утвердить БД и дать взаимное обязательство в последующих расчетах использовать только эти данные.
  2. Бизнес-планы (основные параметры ТЭП). Компания создает и представляет Администрации округа бизнес-план СРП, содержащий основные технологические и экономические показатели освоения месторождения. Администрация округа на основании экспертизы представленных материалов, собственных расчетов формирует свой вариант бизнес-плана. После утверждения этого бизнес-плана Думой ХМАО как исходной позиции для переговоров начинается второй этап переговорного процесса, цель которого – согласовать все основные технико-экономические показатели: уровни добычи, роялти, предельный годовой и средний уровень компенсационных затрат на 5 лет, рентабельность, переход недоимок, экологических нарушений от недропользователя, работавшего до этого на условиях старого лицензионного соглашения и недропользователя, который будет работать в рамках СРП. Это должно быть отображено в переговорном Протоколе и в новом согласованном бизнес-плане, который должен быть приложением к Протоколу и утвержден сторонами.
  3. ТЭП. На основании согласованного бизнес-плана и локальной БД проекта, компания создает ТЭП и передает Администрации для подтверждения параметров ТЭП, параметров Протокола и бизнес-плана. Разногласия устраняются в рабочем порядке, после чего Администрация ХМАО передает в Государственную комиссию по СРП ТЭП, бизнес-план, соответствующие протоколы. Государственная комиссия может направить ТЭП на любую экспертизу, в том числе и ЦКР, но главная цель будет достигнута – основные параметры СРП будут уже согласованы. Государственная комиссия утверждает (корректирует) ТЭП и бизнес-план, содержание СРП (вариант общепринятого в мире содержания СРП приведен выше) и поручает рабочей группе, состоящей из представителей Государственной комиссии, компании и администрации (поровну) разработать итоговый документ, не отступая при этом ни от одного из пунктов утвержденного бизнес-плана, ТЭПа, содержания.

Такой механизм позволил бы создавать и утверждать СРП в течение полугода и обеспечить эффективный экономический механизм освоения месторождения.