Оценка экономических границ эффективности деятельности нефтедобывающих предприятий Югры

 

С.А. Филатов, Н.Т. Тимофеева, Н.В. Слепцова, Т.В. Соколова  (ГП «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана»)

В условиях спада мировой экономики Правительство РФ приняло ряд антикризисных мер, направленных на улучшение состояния экономики России. Основной риск для предприятий нефтегазового сектора страны связан с нестабильностью мировых цен на нефть. При условии снижения цен на мировых нефтяных рынках нефтедобывающие предприятия будут вынуждены сокращать издержки на нефтедобычу, чтобы производство оставалось рентабельным. Поэтому оценка оптимального соотношения производственных расходов, цен и рентабельности добычи нефти в условиях нестабильной экономики весьма актуальна. В рамках проведенного исследования выполнена оценка предельно рентабельных затрат на производство нефти в зависимости от цен на нефть на примере основных нефтедобывающих предприятий Югры в условиях до принятия государством мер по поддержке отрасли (начало второго полугодия 2008 года) и после их введения (начало первого полугодия 2009 года).

С 1 января 2009 года государством были введены в действие следующие Федеральные законы, стимулирующие нефтедобычу:

1. По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличен необлагаемый минимум ставки налога с 9 до 15 $/bbl. Федеральный закон №158-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ…».

2. По налогу на прибыль снижена ставка с 24 до 20% за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет РФ. Федеральный закон № 224-ФЗ от 26.11.2008 г. «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ…».

3. Сокращен период мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до одного календарного месяца, начиная с 15 октября 2008 года. Уменьшены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть с 1 октября до 372,2 $/т, с 1 ноября до 287,3 $/т, с 1 декабря до 192,1 $/т, с 1 января до 119,1 $/т, с 1 февраля до 100,9 $/т в соответствии с Постановлениями Правительства РФ «О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть…»

Для рентабельной работы нефтедобывающей компании необходимо, чтобы цена нефти покрывала текущие затраты на добычу и амортизацию основных фондов, транспортные расходы, позволяла заплатить государству все предусмотренные законодательством налоги и платежи и при этом иметь определенную прибыль. Основные налоги — НДПИ и экспортная пошлина — напрямую зависят от цены нефти на мировом рынке, НДС от цен внутреннего рынка, поэтому они одинаковы для всех нефтедобывающих предприятий. Второстепенные налоги (ЕСН, на имущество и другие) у разных компаний отличаются незначительно. Удельные затраты на добычу нефти у компаний, работающих в Югре, существенно отличаются. Например, из наиболее крупных нефтедобывающих предприятий наименьшие удельные затраты по итогам 2007 года и приведенные через индекс-дефлятор к уровню цен 2009 года составили 882 руб./т, а наиболее высокие — 3109 руб./т. Среди мелких и средних компаний округа удельные затраты на нефтедобычу колеблются от 1205 до 4650 руб./т. Поэтому и диапазон цен на нефть, при которых нефтедобывающие предприятия могут рентабельно работать, довольно широк.

Сопоставляя фактические затраты на добычу и цены на нефть, через предельно рентабельные затраты можно определить соответствующие им цены и наоборот. Пороговые цены на нефть определялись исходя из условия, при котором чистая прибыль составляла 15% или 30% от прямых затрат на производство. При этом производственные издержки по нефтедобывающим предприятиям округа находились в диапазоне от 882 до 4650 руб./т. Оценка предельно рентабельных затрат на производство была рассчитана при уровнях экспортных цен от 10 до 150 $/bbl, при которых выполняется вышеприведенное условие рентабельности.

Для проведения соответствующих расчетов цена нефти внутреннего рынка принята на уровне 60% от экспортной цены при доле реализации на внешний рынок от 0 до 50%. Транспортный тариф для экспортной нефти — 1473 руб./т, прочие налоги — 72 руб./т, ЕСН — 10% от текущих затрат на добычу. Налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина и налог на прибыль определялись по действующему законодательству, соответствующему рассматриваемым периодам оценки. Значения курса доллара соответствуют средним данным на начало периода оценки.

Зависимость предельно рентабельных затрат от цен можно представить в виде формулы:

Цср=Зпред+Тр+НДПИ+Эп+Нпроч+Пр+ЕСН, (1)

где Цср — средневзвешенная цена нефти, руб./т;

Зпред — предельно рентабельные затраты на добычу, руб./т;

Тр — транспортные расходы, руб./т;

НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, руб./т;

Эп — экспортная пошлина, руб./т;

Нпроч — прочие налоги, руб./т;

Пр — общая прибыль, руб./т;

ЕСН — единый социальный налог, руб./т.

НДС в расчетах не учитывался, так как этот налог, как показывает практика, до 90% возмещается государством нефтедобывающим предприятиям.

Обозначая предельно рентабельные затраты за Х, можно прийти к следующему виду формулы (1):

Х= Цср-Тр-НДПИ-Эп-Нпроч-Пр-ЕСН. (2)

Далее по формуле (2) выполняются расчеты предельно рентабельных затрат. Средневзвешенная цена на нефть (Цср) определяется следующим образом:

Цср = (Цэ•Дэ)+(Цв•Дв), (3)

где Цэ — доля экспорта 0 или 50%;

Цв — доля внутреннего рынка 0 или 50%.

Транспортные расходы рассчитывались исходя из действующих транспортных тарифов и доли экспорта. Средневзвешенные затраты на транспортировку 1 т общей добычи нефти составят 736,5 руб./т.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина определялись по действующему законодательству.

Величина общей прибыли, состоящей из чистой прибыли инвестора (15% от затрат) и налога на прибыль, может быть рассчитана по формуле:

Пр=0,15Х/(1-Ставка Нпр). (4)

Таким образом, при цене нефти 50 $/bbl в текущих налоговых условиях предельно рентабельные затраты составят 3 458 руб./т. Подставляя вместо Х фактически сложившиеся удельные затраты нефтяной компании на 01.01.2009 года, можно определить цену, при которой компания после уплаты всех налогов, платежей и понесенных затрат будет работать с 15%-ной рентабельностью.

Аналогичным образом можно рассчитать предельно рентабельные затраты при 30%-ной рентабельности. При цене 50 S/bbl предельно рентабельные затраты составят 3018 руб.т.

Зная удельные текущие затраты по нефтяным компаниям на 1.01.2009 года и учитывая налоги и платежи, можно определить предельно рентабельные цены для нефтедобывающих предприятий Югры при разных условиях.

Из данных, представленных на рис. 1, 2, следует, что при более высоких затратах выше должна быть цена на нефть и менее конкурентоспособным является предприятие на нефтяном рынке. При снижении цены на мировом рынке нефти и при выполнении условия, что величии на чистой прибыли не должна опускаться ниже критического уровня, производственные издержки нефтедобывающих предприятий должны также иметь тенденцию к снижению. Иначе деятельность предприятия с высокими расходами на добычу может быть нерентабельной.

 

  Рис. 1. Зависимость предельно рентабельных затрат на добычу от цен на нефть при различных условиях для нефтедобывающих компаний Югры (до принятия Правительством РФ антикризисных мер)

Рис. 1. Зависимость предельно рентабельных затрат на добычу от цен на нефть при различных условиях для нефтедобывающих компаний Югры (до принятия Правительством РФ антикризисных мер)

 

     Рис. 2. Зависимость предельно рентабельных затрат на добычу от цен на нефть при различных условиях для нефтедобывающих компаний Югры (после принятия Правительством РФ антикризисных мер)

 Рис. 2. Зависимость предельно рентабельных затрат на добычу от цен на нефть при различных условиях для нефтедобывающих компаний Югры (после принятия Правительством РФ антикризисных мер)

 

Выполненные расчеты с учетом принятых правительственных мер по поддержке отрасли показывают, что при максимальных затратах на добычу 3109 руб./т, характерных для некоторых наиболее крупных предприятий округа, при условии 15%-ной прибыли и 50%-ных экспортных поставках нефти, возможно рентабельно работать при ценах порядка 42 $/bbl, тогда как до введения антикризисных мер нефтедобыча была рентабельна при цене более 75 $/bbl. Что касается рентабельной деятельности мелких и средних нефтедобывающих компаний округа, то эффективность принятых правительственных мер для них недостаточна. Так как высокие производственные издержки, достигающие до 4650 руб./т, обусловленные тем, что эти компании не имеют собственных производственных мощностей и осваивают трудноизвлекаемые запасы нефти в районах с неразвитой инфраструктурой, не позволяют рентабельно осуществлять нефтедобычу в условиях низких цен. Рентабельная деятельность этих компаний при вышеуказанных условиях характеризуется более высоким уровнем цен 120 $/bbl и 75 $/bbl, соответственно, до и после принятия антикризисных нововведений.

Таким образом, в результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:

1. Для рентабельной деятельности нефтедобывающих компаний Югры, осуществляющих добычу нефти с высоким уровнем себестоимости в условиях конкуренции при низких мировых ценах на нефть, необходима дополнительная государственная поддержка. Такой мерой может быть увеличение необлагаемого минимума по НДПИ до 25 $/bbl или снижение экспортной пошлины на нефть.

2. В качестве положительного фактора, оказывающего влияние на повышение конкурентоспособности нефтедобывающих предприятий округа на нефтяном рынке, необходимо отметить рост курса доллара США к рублю. По оценке аналитиков предполагается сохранение данной тенденции в течение 2009 года, что будет способствовать увеличению выручки компаний от экспортных операций даже при условии низких цен.