2. Стратегические варианты, целевые показатели и возможности их реализации

 

2.1. Вариант сохранения уровня добычи до 2020 года

Этот вариант можно назвать «политическим», поскольку он отражает политическое стремление сохранить уровни добычи нефти на достигнутых показателях ~280 млн.т. в год.

На первом этапе для расчетов параметров работы отрасли были скорректированы проектные показатели добычи на основе фактических показателей. За основу расчетов был взят наиболее вероятный вариант скорректированной добычи с выходом на уровень 250 млн.т. в год в 2020 году. Анализ ситуации также показал, что для удержания добычи на уровне 280 млн.т. в год необходимо не только выполнение уровней эксплуатационного бурения в соответствии с проектными документами, но и наращивание объемов работ.

 

Рис.10. Три варианта прогноза объемов эксплуатационного бурения
Рис.10. Три варианта прогноза объемов эксплуатационного бурения

 

Объем эксплуатационного бурения необходимо увеличить к 2020 г. в два раза с 10.2 млн.м. в 2007 г. до 20.2 млн.м. к 2020 году (рис. 10).

 

Рис.11. Прогноз добычи нефти до 2030 года по «политическому» варианту Стратегии
Рис.11. Прогноз добычи нефти до 2030 года по «политическому» варианту Стратегии

 

Но при таком росте объемов эксплуатационного бурения в 2022 году заканчивается фонд скважин на полное разбуривание месторождений, т.е. на разрабатываемых месторождениях негде будет бурить. Резкая остановка бурения приведет и к резкому, «катастрофическому» падению добычи (рис.11), что не может быть восполнено вводом в разработку даже новых месторождений. Уровень добычи в этом случае сократится к 2030 году до 125 млн.т..

Кривая добычи теоретическая – не может произойти одномоментного прекращения бурения, скорее всего, этот период растянется на 5-7 лет, но результат резкого сокращения объемов эксплуатационного бурения такой же – падение уровня годовой добычи до 125 млн.т. в год.

К тому же, это вызовет и социальную напряженность, поскольку резкое сокращение объемов работ это и резкое сокращение рабочих мест, занятости населения. Допустить такого развития ситуации нельзя, поэтому предлагается реализацию «политического» варианта с сохранением уровней добычи нефти 280 млн.т. до 2020 года считать нецелесообразной.

2.2. Вариант сохранения объемов эксплуатационного бурения на уровне 16.6 млн.м. с 2013 до 2020 года

Проектные документы определяют рост эксплуатационного бурения по округу до 16.6 млн.м. к 2012 году. Далее по проектным документам на разрабатываемых месторождениях планируется снижение объемов бурения до 10.7 млн.м. (уровень 2008 года) к 2020 году.

Был предложен вариант Стратегии, при котором уровень эксплуатационного бурения, достигнув 16.6 млн.м., удерживается до 2020 года, т.е. если к 2013 году производственные мощности позволяют выполнять такие возросшие объемы, то их можно сохранить до 2020 года, при этом прогнозная добыча соответственно увеличивается по сравнению с проектной. Выполненные расчёты по этому варианту показывают примерно такое же резкое падение добычи в связи с полным разбуриванием проектного фонда, но не с 2022 года, а с 2025 г., что приведет и к «катастрофическому» снижению добычи к 2030 году. Таким образом, и этот стратегический вариант не может быть признан целесообразным для реализации.

2.3. Базовый (оптимистический) вариант Стратегии

В результате выполненного анализа возможностей наращивания добычи было предложено рассмотреть в качестве базового (оптимистического) варианта тот, при котором уровень эксплуатационного бурения растёт до 16.6 млн.м. в 2013 году, сохраняется на этом уровне 3-4 года, а затем постепенно снижается до 12.1 млн.м. к 2020 году и до 7.4 млн.м. к 2030 году (рис. 12). Эти уровни эксплуатационного бурения несколько выше заложенных в проектных документах, но даже к 2030 году фонд скважин по разрабатываемым в настоящее время месторождениям ещё не разбурен, и объемы бурения по ним составят в 2030 году ~3 млн.м..

Следует отметить, что в этом варианте предполагается с 2020 года начать ввод в разработку новых месторождений. В настоящее время эти месторождения находятся в основном в нераспределенном фонде недр – 119 месторождений с запасами категорий С12 – 824 млн.т.. Часть месторождений из находящихся в распределенном фонде недр не введены в разработку, их ввод также планируется после 2020 года. Запланировано, что эксплуатационное разбуривание месторождений, не введенных в разработку, начнётся в 2020 году, уровень эксплуатационного бурения по ним достигнет 3.5 млн.м. к 2030 году, и дополнительная годовая добыча составит 23 млн.т.. Ещё одним резервом добычи являются месторождения, которые будут открыты в прогнозируемый период. Исходя из состояния ресурсной базы и планируемых в ЭС-2030 Югры объёмов геологоразведочных работ, прогнозируется открытие значительного количества месторождений. Ввод в разработку этих месторождений после 2020 года даст дополнительную добычу около 8 млн.т.

 

Рис.12. Добыча нефти и объемы эксплуатационного бурения по Югре 2008-2030 гг. (вариант 1)
Рис.12. Добыча нефти и объемы эксплуатационного бурения по Югре 2008-2030 гг. (вариант 1)

 

Реализация этого сценария Стратегии определяет годовую добычу по автономному округу в объёме 253 млн.т. в 2020 году и 222 млн.т. в 2030 году (рис. 12).

«Оптимизм» этого сценария обусловливают следующие факторы:

  • компании выполняют инвестиционные обязательства, заложенные в проектных документах на разработку месторождений;
  • месторождения нераспределенного фонда недр будут переданы компаниям через аукционы, в лицензионных соглашениях будут указаны жесткие требования по срокам ввода месторождений в разработку;
  • будут восстановлены объёмы геологоразведочных работ (сейсморазведочные работы, поисково-разведочное бурение), обеспечивающие простое восполнение добычи приростом запасов.

2.4. «Кризисный» вариант Стратегии

На завершающем по времени этапе разработки Стратегии в мире разразился финансово экономический кризис.

В ЭС-2030 Югры так же, как и в ЭС-2030 России, пришлось учесть реалии стремительно развивающихся событий и предложить «кризисный» вариант Стратегии. В кризисном варианте была заложена следующая целевая установка: сохранить объёмы эксплуатационного бурения не ниже уровня, сложившегося в 2007-2008 гг., что составляет ~10 млн.м.. Сохранение этого уровня означает и сохранение производственных мощностей, рабочих мест, уровня капитальных вложений и инвестиций.

Расчёты показывают, что сохранение объемов эксплуатационного бурения, но снижение их от проектного уровня приведет к уменьшению добычи до 220 млн.т. к 2020 году. Как и в оптимистическом варианте, предполагается ввод в разработку новых месторождений с добычей из них в 2030 году дополнительно 31 млн.т. нефти.

 

Рис.13. Добыча нефти и объемы эксплуатационного бурения по Югре 2008-2030 гг. (вариант 2)
Рис.13. Добыча нефти и объемы эксплуатационного бурения по Югре 2008-2030 гг. (вариант 2)

 

Уровень эксплуатационного бурения при этом по разрабатываемым в настоящее время месторождениям составит 10 млн.м. в 2020 году и 5.7 млн.м. в 2030 году (рис. 13).

Дополнительные 4.3 млн.м. бурения будут проводиться в 2030 году на вновь введенных в этот период месторождениях.

При реализации этого варианта Стратегии расчетная добыча в 2020 году составит 220 млн.т., в 2030 году – 195 млн.т. (рис. 13).

2.5. Пессимистический вариант

Возможны варианты развития событий, при которых объёмы эксплуатационного бурения сократятся ниже 10 млн.м. в год, лицензирование новых месторождений будет по-прежнему «заморожено», объёмы геологоразведочных работ и подготовки запасов не вырастут, а упадут ниже существующих в настоящее время объемов, дебиты скважин снизятся ниже проектных значений. Это может привести к тому, что добыча в 2020 году станет ниже 200 млн.т., а в 2030 ниже 150 млн.т.. Разработчики Стратегии считают, что эти варианты не являются вариантами Стратегии развития ТЭК Югры, это «Стратегия развала ТЭК Югры». В связи с этим данные прогнозы развития ситуации не нашли своего отражения в заключительных положениях ЭС-2030 Югры.

 

Рис.14. Динамика добычи нефти и эксплуатационного бурения с прогнозом до 2030 г.
Рис.14. Динамика добычи нефти и эксплуатационного бурения с прогнозом до 2030 г.

 

Авторы Стратегии предлагают также отказаться от терминов «оптимистический», «кризисный», «пессимистический» сценарии, как это сделано и в ЭС-2030 России. Вариант с сохранением проектных уровней эксплуатационного бурения называть вариантом 1, а с сохранением объёмов эксплуатационного бурения на уровне не ниже 10 млн.м. – вариантом 2 (рис.14).