2. Стратегические варианты, целевые показатели и возможности их реализации
2.1. Вариант сохранения уровня добычи до 2020 года
Этот вариант можно назвать «политическим», поскольку он отражает политическое стремление сохранить уровни добычи нефти на достигнутых показателях ~280 млн.т. в год.
На первом этапе для расчетов параметров работы отрасли были скорректированы проектные показатели добычи на основе фактических показателей. За основу расчетов был взят наиболее вероятный вариант скорректированной добычи с выходом на уровень 250 млн.т. в год в 2020 году. Анализ ситуации также показал, что для удержания добычи на уровне 280 млн.т. в год необходимо не только выполнение уровней эксплуатационного бурения в соответствии с проектными документами, но и наращивание объемов работ.
Рис.10. Три варианта прогноза объемов эксплуатационного бурения
Объем эксплуатационного бурения необходимо увеличить к 2020 г. в два раза с 10.2 млн.м. в 2007 г. до 20.2 млн.м. к 2020 году (рис. 10).
Рис.11. Прогноз добычи нефти до 2030 года по «политическому» варианту Стратегии
Но при таком росте объемов эксплуатационного бурения в 2022 году заканчивается фонд скважин на полное разбуривание месторождений, т.е. на разрабатываемых месторождениях негде будет бурить. Резкая остановка бурения приведет и к резкому, «катастрофическому» падению добычи (рис.11), что не может быть восполнено вводом в разработку даже новых месторождений. Уровень добычи в этом случае сократится к 2030 году до 125 млн.т..
Кривая добычи теоретическая – не может произойти одномоментного прекращения бурения, скорее всего, этот период растянется на 5-7 лет, но результат резкого сокращения объемов эксплуатационного бурения такой же – падение уровня годовой добычи до 125 млн.т. в год.
К тому же, это вызовет и социальную напряженность, поскольку резкое сокращение объемов работ это и резкое сокращение рабочих мест, занятости населения. Допустить такого развития ситуации нельзя, поэтому предлагается реализацию «политического» варианта с сохранением уровней добычи нефти 280 млн.т. до 2020 года считать нецелесообразной.
2.2. Вариант сохранения объемов эксплуатационного бурения на уровне 16.6 млн.м. с 2013 до 2020 года
Проектные документы определяют рост эксплуатационного бурения по округу до 16.6 млн.м. к 2012 году. Далее по проектным документам на разрабатываемых месторождениях планируется снижение объемов бурения до 10.7 млн.м. (уровень 2008 года) к 2020 году.
Был предложен вариант Стратегии, при котором уровень эксплуатационного бурения, достигнув 16.6 млн.м., удерживается до 2020 года, т.е. если к 2013 году производственные мощности позволяют выполнять такие возросшие объемы, то их можно сохранить до 2020 года, при этом прогнозная добыча соответственно увеличивается по сравнению с проектной. Выполненные расчёты по этому варианту показывают примерно такое же резкое падение добычи в связи с полным разбуриванием проектного фонда, но не с 2022 года, а с 2025 г., что приведет и к «катастрофическому» снижению добычи к 2030 году. Таким образом, и этот стратегический вариант не может быть признан целесообразным для реализации.
2.3. Базовый (оптимистический) вариант Стратегии
В результате выполненного анализа возможностей наращивания добычи было предложено рассмотреть в качестве базового (оптимистического) варианта тот, при котором уровень эксплуатационного бурения растёт до 16.6 млн.м. в 2013 году, сохраняется на этом уровне 3-4 года, а затем постепенно снижается до 12.1 млн.м. к 2020 году и до 7.4 млн.м. к 2030 году (рис. 12). Эти уровни эксплуатационного бурения несколько выше заложенных в проектных документах, но даже к 2030 году фонд скважин по разрабатываемым в настоящее время месторождениям ещё не разбурен, и объемы бурения по ним составят в 2030 году ~3 млн.м..
Следует отметить, что в этом варианте предполагается с 2020 года начать ввод в разработку новых месторождений. В настоящее время эти месторождения находятся в основном в нераспределенном фонде недр – 119 месторождений с запасами категорий С1+С2 – 824 млн.т.. Часть месторождений из находящихся в распределенном фонде недр не введены в разработку, их ввод также планируется после 2020 года. Запланировано, что эксплуатационное разбуривание месторождений, не введенных в разработку, начнётся в 2020 году, уровень эксплуатационного бурения по ним достигнет 3.5 млн.м. к 2030 году, и дополнительная годовая добыча составит 23 млн.т.. Ещё одним резервом добычи являются месторождения, которые будут открыты в прогнозируемый период. Исходя из состояния ресурсной базы и планируемых в ЭС-2030 Югры объёмов геологоразведочных работ, прогнозируется открытие значительного количества месторождений. Ввод в разработку этих месторождений после 2020 года даст дополнительную добычу около 8 млн.т.
Рис.12. Добыча нефти и объемы эксплуатационного бурения по Югре 2008-2030 гг. (вариант 1)
Реализация этого сценария Стратегии определяет годовую добычу по автономному округу в объёме 253 млн.т. в 2020 году и 222 млн.т. в 2030 году (рис. 12).
«Оптимизм» этого сценария обусловливают следующие факторы:
- компании выполняют инвестиционные обязательства, заложенные в проектных документах на разработку месторождений;
- месторождения нераспределенного фонда недр будут переданы компаниям через аукционы, в лицензионных соглашениях будут указаны жесткие требования по срокам ввода месторождений в разработку;
- будут восстановлены объёмы геологоразведочных работ (сейсморазведочные работы, поисково-разведочное бурение), обеспечивающие простое восполнение добычи приростом запасов.
2.4. «Кризисный» вариант Стратегии
На завершающем по времени этапе разработки Стратегии в мире разразился финансово экономический кризис.
В ЭС-2030 Югры так же, как и в ЭС-2030 России, пришлось учесть реалии стремительно развивающихся событий и предложить «кризисный» вариант Стратегии. В кризисном варианте была заложена следующая целевая установка: сохранить объёмы эксплуатационного бурения не ниже уровня, сложившегося в 2007-2008 гг., что составляет ~10 млн.м.. Сохранение этого уровня означает и сохранение производственных мощностей, рабочих мест, уровня капитальных вложений и инвестиций.
Расчёты показывают, что сохранение объемов эксплуатационного бурения, но снижение их от проектного уровня приведет к уменьшению добычи до 220 млн.т. к 2020 году. Как и в оптимистическом варианте, предполагается ввод в разработку новых месторождений с добычей из них в 2030 году дополнительно 31 млн.т. нефти.
Рис.13. Добыча нефти и объемы эксплуатационного бурения по Югре 2008-2030 гг. (вариант 2)
Уровень эксплуатационного бурения при этом по разрабатываемым в настоящее время месторождениям составит 10 млн.м. в 2020 году и 5.7 млн.м. в 2030 году (рис. 13).
Дополнительные 4.3 млн.м. бурения будут проводиться в 2030 году на вновь введенных в этот период месторождениях.
При реализации этого варианта Стратегии расчетная добыча в 2020 году составит 220 млн.т., в 2030 году – 195 млн.т. (рис. 13).
2.5. Пессимистический вариант
Возможны варианты развития событий, при которых объёмы эксплуатационного бурения сократятся ниже 10 млн.м. в год, лицензирование новых месторождений будет по-прежнему «заморожено», объёмы геологоразведочных работ и подготовки запасов не вырастут, а упадут ниже существующих в настоящее время объемов, дебиты скважин снизятся ниже проектных значений. Это может привести к тому, что добыча в 2020 году станет ниже 200 млн.т., а в 2030 ниже 150 млн.т.. Разработчики Стратегии считают, что эти варианты не являются вариантами Стратегии развития ТЭК Югры, это «Стратегия развала ТЭК Югры». В связи с этим данные прогнозы развития ситуации не нашли своего отражения в заключительных положениях ЭС-2030 Югры.
Рис.14. Динамика добычи нефти и эксплуатационного бурения с прогнозом до 2030 г.
Авторы Стратегии предлагают также отказаться от терминов «оптимистический», «кризисный», «пессимистический» сценарии, как это сделано и в ЭС-2030 России. Вариант с сохранением проектных уровней эксплуатационного бурения называть вариантом 1, а с сохранением объёмов эксплуатационного бурения на уровне не ниже 10 млн.м. – вариантом 2 (рис.14).