5. Прогноз экономических показателей развития нефтедобычи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года

 

В рамках сценариев, предусмотренных по Энергетической Стратегии ХМАО – Югры, был осуществлен прогноз величины налоговых поступлений в различные уровни бюджета РФ, оценена их структура по видам бюджетов, а также выполнен анализ чувствительности налоговых платежей в зависимости от изменения таких факторов, как мировая цена на нефть и текущие затраты на добычу углеводородного сырья.

При проведении расчетов использована цена нефти на мировом рынке 75.88 $/bbl, внутренняя цена нефти на свободном рынке 7851 руб./т (47% от мировой), курс доллара принят на уровне 30.01 руб. за доллар, доля экспорта оценена в размере 42.16% (средние значения экономических показателей за 1 полугодие 2010 года). Расчет размеров поступлений налогов и платежей осуществлен в соответствии с условиями действующей налоговой системы, с использованием средних показателей поступлений налогов по Югре. Нормативы текущих затрат приняты на основе данных начала 2010 года и составляют 2045.78 руб./т.

Сценарии, предусмотренные Энергетической Стратегией Югры, предполагают различную динамику и уровни годовой добычи нефти, что служит причинами различной наполняемости консолидированного бюджета РФ.

 

Рис.25. Распределение совокупных налоговых поступлений по различным уровням бюджетов РФ за период 2010-2030 гг. (1 вариант)
Рис.25. Распределение совокупных налоговых поступлений по различным уровням бюджетов РФ за период 2010-2030 гг. (1 вариант)

 

Рис.26. Распределение совокупных налоговых поступлений по различным уровням бюджетов РФ за период 2010-2030 гг. (2 вариант)
Рис.26. Распределение совокупных налоговых поступлений по различным уровням бюджетов РФ за период 2010-2030 гг. (2 вариант)

 

Рис.27. Сравнительная динамика налоговых поступлений в бюджет автономного округа за период 2010- 2030 гг. по вариантам Энергетической Стратегии
Рис.27. Сравнительная динамика налоговых поступлений в бюджет автономного округа за период 2010- 2030 гг. по вариантам Энергетической Стратегии

 

Динамика величины налогов и платежей, а также накопленные их величины за период с 2010 по 2030 годы позволяют сделать вывод, что первый сценарий развития наиболее выгоден в плане получения государством доходов от функционирования нефтедобывающей отрасли автономного округа (рис.25-27).

Расчеты свидетельствуют, что накопленная величина налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ составит, соответственно: по 1 варианту – 38.23 трлн. руб., по 2 варианту – 34.16 трлн. руб. В условиях прогнозирования налоговых доходов при стабильных макроэкономических показателях абсолютное изменение по сценариям происходит за счет различной динамики и величины добычи нефти. Налоговые поступления в бюджет автономного округа оцениваются в размере 1.25 и 1.12 трлн. руб., соответственно. В среднем доля поступлений в бюджет автономного округа среди общих налоговых отчислений составляет 3.28%. В структуре налоговой нагрузки около 86% занимают два специфических для отрасли платежа: НДПИ и экспортная пошлина на нефть. Таким образом, можно сделать вывод о превышении налоговых поступлений по первому сценарию на 10.6% по сравнению со вторым.

 

Рис.28. Чувствительность уровня налоговых поступлений в бюджет ХМАО-Югры к изменению мировой цены нефти и текущих затрат на добычу по 1 варианту Энергетической Стратегии
Рис.28. Чувствительность уровня налоговых поступлений в бюджет ХМАО-Югры к изменению мировой цены нефти и текущих затрат на добычу по 1 варианту Энергетической Стратегии

 

Рис.29. Чувствительность уровня налоговых поступлений в бюджет ХМАО-Югры к изменению мировой цены нефти и текущих затрат на добычу по 2 варианту Энергетической Стратегии
Рис.29. Чувствительность уровня налоговых поступлений в бюджет ХМАО-Югры к изменению мировой цены нефти и текущих затрат на добычу по 2 варианту Энергетической Стратегии

 

В связи с тем, что макроэкономические параметры, заложенные в варианты Энергетической стратегии, сильно подвержены различного рода колебаниям, целесообразным является оценка чувствительности налоговых поступлений в бюджет в зависимости от изменения таких факторов, как цены на нефть и текущие затраты на добычу (рис.28-29).

Анализ чувствительности свидетельствует, что наибольшее влияние на доходную часть бюджетов оказывает цена нефти на мировом рынке. В текущих налоговых условиях при значении цен нефти марки «Urals» в диапазоне от 60 до 65 $/bbl совокупные поступления в бюджет автономного округа ожидаются в размере около 1 трлн. руб. Однако в условиях исчерпаемости природных ресурсов и прогнозировании повышения спроса на углеводороды в долгосрочной перспективе можно ожидать существенного повышения данного экономического параметра.

Зависимость доходов бюджетов от уровня затрат на добычу имеет прямо противоположную тенденцию. При увеличении затрат наблюдается снижение доходов инвестора, а следовательно, и поступлений в бюджеты всех уровней.

Следует отметить, что проведенные расчеты величин налоговых поступлений учитывают изменения, произошедшие в НК РФ с 1 января 2009 года, а именно: повышение необлагаемого минимума по НДПИ с 9 до 15 $/bbl, а также снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%.

В целом можно говорить о существенном превышении доходов федерального бюджета над прочими уровнями, что во многом связано с существующими тенденциями распределения платежей в рамках бюджетной системы. Таким образом, в случае наличия тенденций к установлению высоких цен на нефть можно прогнозировать заинтересованность инвесторов в освоении запасов углеводородного сырья рассматриваемой территории, что станет причиной большого объема денежных поступлений в виде налогов и платежей в консолидированный бюджет РФ.