9. Приоритетные направления государственного регулирования развития ТЭК (механизмы государственного регулирования)

 

Сформированная в Российской Федерации институциональная среда недропользования нуждается в значительном совершенствовании. Это отмечается и в ЭС-2030 России: «К числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся: – недропользование и управление государственным фондом недр» (раздел 4.1 ЭС- 2030 России). В рамках существующей законодательной и нормативной базы, организационных структур государственного управления фондом недр и налогообложения нефтяной промышленности есть противоречия и нерешенные проблемы:

  • чрезмерная централизация управления государственным фондом недр в сочетании с неопределённостью целей государства в недропользовании снижает эффективность деятельности органов управления фондом недр;

В ЭС-2030 России говорится о «следующим важнейшем принципе:

  • разделение полномочий и ответственности государственных органов в центре и в регионах, …» (раздел 4.1) и далее в разделе 4.3 к «мерам и механизмам государственной энергетической политики» отнесено «обеспечение … законодательного разграничения полномочий и зон ответственности властей разного уровня, совершенствование и повышение прозрачности системы распределения доходов от добычи и производства энергоресурсов»;
  • самоустранение государства от задач воспроизводства минерально-сырьевой базы не сопровождается созданием экономических и контрольных механизмов, принуждающих или стимулирующих недропользователей к её воспроизводству;
  • преимущественно фискальный характер налоговой системы, неразвитость её регулирующей и стимулирующей функций, побуждающих недропользователей к выполнению общественно полезных действий в сфере геологического изучения и рационального использования недр;
  • снижение возможностей региональных органов государственной власти содействовать социально-экономическому развитию регионов с моноотраслевой структурой экономики, особенно в связи с противоречием между растущей глобализацией интересов вертикально интегрированных компаний и необходимостью сохранения достигнутого уровня экономического развития и занятости населения территории.

Для достижения целевых показателей Стратегии предлагается комплекс мер (механизмов) по следующим направлениям:

  • управление государственным фондом недр;
  • управление фондом геологической информации о недрах;
  • геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • лицензирование недр;
  • рациональное использование и охрана недр;
  • развитие и реконструкция объектов производственной инфраструктуры добычи полезных ископаемых, подготовки, транспортировки и реализации (сбыта) товарной продукции;
  • развитие и реконструкция объектов переработки нефти и газа и сбыта продуктов переработки.

Законодательные инициативы и организационные усилия органов власти автономного округа в предстоящий период должны быть направлены на взаимодействие с федеральными органами государственной власти с целью реализации следующих мер:

9.1. Управление государственным фондом недр

  1. Предоставить возможность (право) распоряжения участками государственного фонда недр, не отнесенными к участкам недр федерального (стратегического) значения, Правительству автономного округа, сконцентрировав усилия структур Министерства природных ресурсов РФ на участках недр федерального значения. Законодательно, на федеральном уровне, установить ответственность и полномочия региональных систем (служб) управления ресурсами.
  2. В ЭС-2030 России в «мерах и механизмах государственной энергетической политики» указывается необходимость «повышения достоверности учёта запасов ТЭР и внедрение принципов сквозного управления месторождениями ТЭР на всех стадиях», в связи с чем предлагается:
    • повысить статус Государственной ко- миссии по запасам полезных ископаемых стратегического значения (ГКЗ), выведя ее из подчинения Министерства природных ресурсов и подчинив непосредственно Правительству РФ; расширить полномочия филиалов ФГУ ГКЗ, предоставив им право рассматривать и утверждать запасы по участкам государственного фонда недр, не отнесенным к участкам недр федерального (стратегического) значения;
    • в структуре региональных служб управления ресурсами организовать региональные межведомственные комиссии по экспертизе оперативных изменений запасов и постановке на баланс новых запасов, наделив их полномочиями по контролю за осуществлением проектов разведочных работ на открытых месторождениях.

9.2. Управление фондом геологической информации

Включить в ст.27 ФЗ «О недрах» следующие положения:

  1. Геологическая информация о недрах – это первичные и вторичные данные о геологическом строении недр, составе, свойствах и условиях залегания горных пород, полезных ископаемых, подземных вод и других геологических образований, геофизических и геохимических полях, геологических процессах, экологическом состоянии геологической среды, количестве и качестве запасов полезных ископаемых, их добыче, полученные независимо от этапов и стадий геологического изучения недр. Первичные данные – это геодезические координаты пунктов наблюдений и опробования; керн скважин и образцы каменного материала; журналы полевых наблюдений, документации и опробования; результаты анализов проб и испытаний минерального сырья; записи геофизических наблюдений и другие, полученные при геологическом изучении недр. Вторичные данные – это данные, полученные в результате обработки, интерпретации, анализа и обобщения первичных данных, геологические отчеты и графические приложения к ним, изданные карты и объяснительные записки к ним, цифровые карты геологического содержания и постоянно действующие модели, банки и базы данных по минеральным ресурсам, мониторингу геологической среды, геофизике, недропользованию и другие данные, полученные при геологическом изучении недр.
  2. Первичная информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, является национальным достоянием, представляется пользователем недр в федеральный и территориальный фонды и по истечении срока конфиденциальности становится общедоступной.
  3. Сроки конфиденциальности первичной геологической информации, представленной в федеральный и территориальный фонды геологической информации, должны быть ограничены одним годом для информации по скважинам и горным выработкам, тремя годами для информации полевых геофизических и геохимических исследований.
  4. Вторичная геологическая информация является собственностью лица, финансировавшего работы, в результате которых она получена. Вторичная геологическая информация представляется пользователем недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением срока конфиденциальности и условий её предоставления в пользование.
  5. Федеральным органам управления государственным фондом недр, его территориальным органам, уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации должно быть предоставлено безусловное право использования конфиденциальной геологической информации для решения задач формирования государственных и территориальных программ работ по геологическому изучению недр.
  6. Обязательная передача государству пользователем недр половины распиленного вдоль оси извлекаемого из скважин кернового материала.

9.3. Воспроизводство минерально-сырьевой базы 

  1. Проводить количественную переоценку прогнозных ресурсов углеводородного сырья на регулярной основе (один раз в пять лет).
  2. Ввести налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в размере 5% от добычи нефти. Для недопущения использования трансфертных или внутрикорпоративных цен при расчете налога использовать мировую цену нефти. Средства фонда целевым образом направить на геологоразведочные работы, для чего установить следующее распределение ставки налога ВМСБ:
    • 60% оставить в распоряжении компаний-недропользователей для проведения ими геологоразведочных работ, предусмотрев расходование не менее 60% из них на территории нефтедобычи, т.е. на территории лицензионных участков;
    • 20% направить на региональные исследования по перспективным регионам России, проведении фундаментальных геологических исследований;
    • 20% направить на финансирование геологоразведочных работ на нераспределенном фонде недр субъекта Федерации.
  3. Организовать работу межведомственной территориальной комиссии по геологоразведочным работам с функцией планирования геологоразведочных работ и геологического контроля за целесообразностью расходования средств фонда ВМСБ нефтедобывающими компаниями.
  4. Сформировать долгосрочную (8-10 лет) целевую программу поисково-разведочных работ на нераспределенном фонде недр округа за счёт средств фонда, образуемого отчислением 20%-ной ставки ВМСБ. Обеспечить возможность оперативного проведения поисково-разведочных работ, сократив конкурсные сроки отбора претендентов на выполнение работ и получения лицензий.
  5. Для реализации достижения целевых показателей по воспроизводству минерально-сырьевой базы нефтедобычи внести в Закон «О недрах» следующие положения:
    1. Геологический отвод для всех долгосрочных лицензий (вида НР, НЭ) не ограничивать по глубине.
    2. Разрешить пользователям недр, имеющим долгосрочные лицензии (вида НР, НЭ), проводить поисковые работы, не ограничивая их 5-летним сроком геологического изучения недр.
    3. Предоставить пользователю недр право расширить границы конкретного участка недр без конкурса в случае, если контур нефтегазоносности выходит за пределы данного участка недр при условии поданной им заявки на расширение границ конкретного участка недр и предоставленного пользователем недр доказательства расширения контура нефтегазоносности за пределы данного участка недр.
    4. Если при проведении аукциона на предоставление права пользования конкретным участком недр допущен (или подал заявку) только один заявитель, то право пользования данным участком недр разрешается предоставить данному заявителю, назначив ему разовый платеж в размере стартового разового бонуса.
  6. Повысить инвестиционную привлекательность проведения геологоразведочных работ за счёт:
    1. Предоставления пользователям недр налоговых льгот (налоговых каникул) на проведение геологоразведочных работ на период до 5-ти лет после открытия месторождения.
    2. Установления системы налоговых вычетов на затраты, связанные с геологоразведочными работами на этапе поиска месторождений углеводородного сырья (нефти) при условии предоставления пользователем недр доказательства факта открытия месторождения (залежи).

9.4. Лицензирование недр

На участках распределенного фонда недр с краткосрочными лицензиями, на которых осуществляется геологическое изучение с целью поисков УВ-сырья (поисковые лицензии):

  1. Ввести в практику проведения раундов лицензирования недр предоставление в пользование участков недр через конкурс с рассмотрением конкурсных предложений, поданных компаниями. Рассмотрению должны подлежать следующие основные предложения компаний: объем предполагаемых инвестиций, сроки выполнения минимальной рабочей программы, опыт проведения работ, социальные обязательства в отношении местного населения.
  2. На территории малоизученных восточных и западных районов округа предоставлять в пользование более укрупненные поисковые участки для геологического изучения и предлагать их крупным компаниям, имеющим возможность вкладывать в их изучение значительные денежные средства.
  3. Осуществлять контроль Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за формированием условий предоставления в пользование участков недр на геологическое изучение, условий аукционов.

9.5. Рациональное использование недр

Для оценки достижимости целевых показателей по добыче нефти и адаптации Стратегии к меняющимся экономическим условиям и технологии разработки месторождений углеводородного сырья:

  1. Ввести в действие в установленном порядке региональный регламент движения информации о состоянии разработки месторождений углеводородного сырья.
  2. Обязать пользователей участков недр представлять Правительству Югры информацию о состоянии разработки каждого месторождения (участка недр) в соответствии с установленным регламентом движения информации.
  3. Создать в составе ГП «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана» постоянно действующую рабочую группу по оценке достижимости целевых показателей по добыче нефти и адаптации Стратегии к меняющимся экономическим условиям и технологии разработки месторождений углеводородного сырья. С целью повышения инвестиционной привлекательности развития нефтегазодобывающей промышленности:
    1. Ввести налоговые каникулы на инвестиционный период освоения и ввода новых месторождений в разработку.
    2. Ввести систему дифференцированного налога на добычу нефти в зависимости от продуктивности скважины и месторождений (опыт США и Канады).
    3. Ввести целевые льготы для компенсации повышенных расходов по применению методов увеличения нефтедобычи в рамках проекта при условии получения дополнительной нефти, а также экономические санкции за невыполнение проектных решений.

В части совершенствования и развития нормативного и правового регулирования деятельности пользователей недр в ближайшие годы разработать и ввести в действие:

  • Национальный стандарт (НС). Правила разработки нефтяных и газонефтяных месторождений и эксплуатации скважин.
  • Национальный стандарт. Мониторинг разработки нефтяных и газонефтяных месторождений.
  • Национальный стандарт. Правила разработки газовых и нефтегазовых месторождений.
  • Национальный стандарт. Правила проектирования разработки нефтяных и газонефтяных месторождений.
  • Национальный стандарт. Правила проектирования разработки газовых и нефтегазовых месторождений.

9.6. Развитие и реконструкция объектов производственной инфраструктуры добычи полезных ископаемых

  1. С целью развития системообразующих объектов производственной инфраструктуры нефтегазодобывающей промышленности, расширения используемой для добычи УВ-сырья территории округа, обеспечивающих достижение целевых показателей Стратегии развития ТЭК:
    1. Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с компетентными органами федеральной исполнительной власти и потенциальными инвесторами разработать программы лицензирования и строительства объектов инфраструктуры для перспективных групп участков недр нераспределенного фонда, соответствующие целевым показателям Стратегии.
    2. В программах предусмотреть меры содействия государства, например, обеспечение льготного кредитования или прямое участие в финансировании строительства объектов инфраструктуры общего назначения – автомобильных дорог, мостовых переходов через водные преграды, линий электропередач, связи.
    3. Для стимулирования инвестиций в неосвоенные районы установить налоговые каникулы на срок не менее 5 лет для расположенных в них месторождений.
  2. Реконструкцию (модернизацию) существующих объектов обустройства месторождений проводить с целью снижения энергоемкости и повышения безопасности производства, сокращения негативного воздействия на окружающую среду:
    1. Ввести систему уменьшения налогооблагаемой базы при условии инвестиций (капитальных вложений) в развитие, модернизацию и реконструкцию производственной базы нефтедобычи.
    2. Ввести прогрессивную шкалу взимания штрафов за разливы агента закачки системы поддержания пластового давления, продукции скважин, нефти и нефтепродуктов.
    3. Оснастить все нефтепромыслы средствами измерения и учета количества добытой нефти.
  3. Для повышения уровня утилизации попутного нефтяного газа:
    1. Разработать на краткосрочный период и утвердить в установленном порядке Программу утилизации попутного нефтяного газа и обеспечить действенный контроль за ее реализацией.
    2. Обеспечить беспрепятственный доступ в систему магистрального транспорта газа для реализации попутного нефтяного газа.
    3. Стимулировать разработку технологии водогазового воздействия на пласт.
    4. Ввести прогрессивную шкалу взимания штрафов за сжигание и выбросы газа в атмосферу.
    5. Оснастить все газовые линии средствами измерения и учета количества добытого попутного нефтяного газа.

9.7. Развитие электроэнергетики

Роль ТЭК в округе обусловливает целесообразность принятия нескольких законодательных актов по вопросам развития электроэнергетики. Исходя из опыта стран с развитой рыночной и малоэнергоемкой экономикой, надежная и системная работа по энергоснабжению и энергопользованию может быть обеспечена при наличии:

  • Федеральных и региональных законов прямого действия «Об энергетической политике», «Об энергосбережении», «Об использовании возобновляемых и нетрадиционных энергоресурсов», «О теплоснабжении» и т.д., формирующих «Энергетический Кодекс Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  • программы энергосбережения до 2020 г.;
  • регионального Фонда энергосбережения;
  • регионального Центра энергосбережения, в составе которого необходимо иметь информационно-аналитическую систему энергоэффективности.

Учитывая географические и энергетические особенности Югры, для оптимизации управления ТЭК региона целесообразно рекомендовать выступить с законодательной инициативой по разработке и принятию федеральных законов по вопросам развития электроэнергетики.

Экономические ориентиры в рамках стратегии развития ТЭК конкретизируются для энергокомпаний следующим образом:

  • На первом этапе (2008-2012 гг.) энергетический комплекс обеспечивает сопровождение темпов экономического роста необходимым объемом энергоносителей в основном за счет расширения существующих электростанций и повышения эффективности их эксплуатации. Осуществление структурных изменений энергетического комплекса, реформы жилищно-коммунального хозяйства, административной реформы, а также при государственном контроле над энергетической безопасностью и государственном регулировании формирования и функционирования энергетических рынков. Энергоемкость производства электрической и тепловой не превысит 319 г условного топлива на выработанный кВт-ч электрической энергии и 149 кг условного топлива на выработанную Гкал тепловой энергии.
  • На втором этапе (2013-2015 гг.) реализуются проекты создания новых электростанций на основе парогазовых технологий, реконструкции и технического перевооружения отработавших генерирующих мощностей, повышается степень использования попутного нефтяного газа для производства электрической энергии. Поддерживается достаточность генерации для покрытия нагрузок территорий округа и передачи в соседние энергодефицитные регионы: Ямало-Ненецкий автономный округ, Южные районы Тюменской области и в Томскую область. Совершенствуются отношения на рынках энергоносителей, создается инвестиционная привлекательность для внедрения энергетических технологий и оборудования высокого технического уровня, обеспечивающих конкурентные параметры энергетического производства. Энергоемкость производства электрической и тепловой не превысит 260 г условного топлива на выработанный кВт-ч электрической энергии и 146 кг условного топлива на выработанную Гкал тепловой энергии.
  • На третьем этапе (2016-2030 гг.) формируется качественно новый энергетический комплекс, характеризующийся повышением надежности и живучести электроэнергетической системы, увеличением использования попутного нефтяного газа для производства электрической энергии. Энергоемкость производства электрической и тепловой не превысит 240 г у. т. на выработанный кВт-ч электрической энергии и 135 кг у. т. на выработанную Гкал тепловой энергии.

9.8. Природоохранные мероприятия

Снизить и компенсировать негативное воздействие на окружающую природную среду должны следующие природоохранные мероприятия:

  1. Доведение уровня утилизации попутного нефтяного газа до 95% на каждом лицензионном участке.
  2. Строительство промышленных полигонов для утилизации нефтешламов и буровых отходов.
  3. Соблюдение природоохранных мероприятий, предусмотренных Планами ликвидации аварийных разливов нефти.
  4. Увеличение объемов работ по замене и защите трубопроводов.
  5. Контроль за соблюдением природоохранного законодательства и мониторинг окружающей среды.
  6. Компенсационные природоохранные мероприятия (развитие природных парков, рыборазведение, охрана и воспроизводство эндемичных видов и т.п.).