Ода атомоходу «Арктика»

 

 

В.И. Конюхов

 

АрктикаВ 2012 году Россия отметила 35-летие покорения Северного полюса. Поход атомного ледокола к полюсу нашей планеты стал важнейшим событием в истории исследования и освоения Арктики. Если посмотреть на карту Северного Ледовитого океана (СЛО), то видно, что наибо лее коротким путем с запада на восток будет не прибрежный вариант трассы – Северный морской путь (СМП), а путь, проложенный через центральную часть Арктического бассейна. Этот поход показал, что более экономичный высоко-широтный вариант дороги – дело ближайшего будущего.

Совсем недавно, что мы знали об Арктике,кроме того, что там очень холодно? Человек по природе своей и мыслитель, и романтик. Какая-то внутренняя сила движет его помыслами познать все больше, а что там за горизонтом, за теми магическими далями!

Они были первыми

Первым целенаправленно на заре полярного плавания «заглянул» за горизонт английский мореплаватель Генри Гудзон в 1607 г. Ему было предложено пройти через Северный полюс (СП) в Тихий океан и затем до Японии. Но льды далее широты 80°231 его не пустили. На берегу залива, который теперь называется Гудзоновым, он трагически погиб.

Наш М.В. Ломоносов был инициатором первой попытки плавания русских судов через СП в Тихий океан. При этом он научно обо сновал возможность морского пути через высокие широты. 14 мая 1764 г. был издан правительством указ, в котором предписывалось «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее». Начальником экспедиции был назначен В.Я. Чичагов. Непроходимые льды на широте 80°301 заставили моряков повернуть обратно. Предположение Ломоносова о дрейфе льда с востока на запад подтвердилось.

Далее одна за другой последовали экспедиции голландцев, французов, американцев и др. Из них наиболее ярким событием был поход Фритьофа Нансена. Как истинный ученый, он считал главной целью не достижение СП, а исследования «большой неизвестной части земного шара, окружающей полюс». Судно «Фрам» (по-норвежски «Вперед») было построено специально для дрейфа. Обводы корпуса в разрезе напоминали кокосовый орех, чтобы льды не могли раздавить судно, а при сжатии выжимали бы его наверх. Упоминавшимся течением он решил воспользоваться, вморозив в лед свое судно севернее Новосибирских островов, чтобы продрейфовать с ним через центральную часть Арктического бассейна к Гренландии. 22 сентября 1893 г. Началось движение «Фрама» не в активном, а в пассивном плавании вместе с дрейфующими льдами. Нансен и его экипаж вели метеорологические и гидрологические наблюдения. За год судно продвинулось до широты 81°531 на меридиане западной части моря Лаптевых. Под холодными поверхностными водами была обнаружена относительно теплая прослойка вод атлантического происхождения, установлены основные закономерности дрейфа льдов. Перед второй зимовкой, поняв, что далее путь судна будет значительно южнее, Нансен с товарищем решили идти к СП пешком. 7 апреля 1895 г. путники добрались до 86°141 с.ш.,95° в.д. Так далеко на север еще никто из людей не добирался. Из-за трудностей тяжелой дороги пришлось повернуть на юг, к Земле Франца-Иосифа, где оба норвежца провели свою третью зимовку. С наступлением весны их подобрало английское судно. Весь мир рукоплескал отважному Нансену.

К полюсу «Напролом»

Переломным моментом в истории арктического плавания явилось создание нового типа судна – ледокола. Инициатором его был адмирал С.О. Макаров. В июне 1897 г. он предложил с помощью ледокола пройти «напролом» к СП. Такой свой корабль под названием «Ермак» в июне 1899 г. он повел в первое пробное плавание в район Шпицбергена, но пробоина в корпусе не позволила подняться выше широты 78°301. После его ремонта адмирал вновь отправился в путь, но и на этот раз снова неудачно по той же причине. Конечной точкой похода стала широта 81°281.

Здесь нельзя не остановиться на проекте Д.И. Менделеева (1901 г.). Он активно поддерживал проект Макарова в создании мощных ледоколов, но не соглашался с его подходом – напролом. Дмитрий Иванович предложил в процессе плавания изучать околополюсное пространство в части состояния льда и прохода, в случае возможности, до Берингова пролива. С целью сокращения команды он предлагал переоборудовать котлы с угля на нефть, а также широко использовать взрывчатые вещества для создания проходов во льду. Экспедицию он просил снарядить под его руководством. Но, увы!

Новая эра в исследовании Арктики

Знаменательным для советских полярных исследователей стал 1932 г., когда состоялось сквозное плавание СМП с запада на восток в одну навигацию ледокольного парохода «Сибиряков» под руководством О.Ю. Шмидта. Этот план первого в истории высокоширотного плавания в обход Северной Земли был успешно выполнен. Тем самым была осуществлена четырехвековая мечта отважных северных мореходов. Следующая экспедиция была организована на ледокольном пароходе «Садко» во главе с Г.А. Ушаковым. Предусматривалось изучение пограничной зоны между арктическими морями, расположенными на материковой отмели, и глубоководной частью Арктического бассейна с целью определения возможности прохода судов с запада на восток. 8 июля 1935 г. судно обогнуло с севера Шпицберген, затем пришлось повернуть к Новой Земле, а далее удалось пройти к восточным берегам Земли Франца-Иосифа. Продвигаясь далее на север, «Садко» достиг точки 82°411 с.ш.87° в.д. Много успешнее была третья в/ш экспедиция на том же пароходе «Садко» во главе с Р.Л. Самойловичем (1937 г.). Научные результаты ее были значительными. В ходе плавания был собран интересный материал по океанологии, геофизике, подтверждено проникновение теплых атлантических вод на севере моря Лаптевых, определена естественная его северная граница. Экспедиция не обнаружила никаких признаков загадочной Земли Санникова (была и такая задача).

Важную роль в изучении Арктики сыграл ледокольный пароход «Георгий Седов», который из-за того, что в море Лаптевых он вмерз во льды (повреждение рулевого управления), решили использовать его в научных целях, превратив судно в дрейфующую обсерваторию во главе с В.Х. Буйницким. Самостоятельное движение судна началось 31 августа 1938 г. и ровно через год «Седов» достиг 86°401 с.ш. После этого его движение стало южным в направлении пролива между Гренландией и Шпицбергеном.

Активные в/ш плавания с научными целями были возобновлены в послевоенные годы. В осенний период 1955 г. к северу от Земли Франца-Иосифа работала экспедиция на ледорезе «Ф. Литке», в точке 82°231 с.ш., 19°311 в.д. измерена в СЛО глубина, равная 5449 м. Через два года такая же экспедиция на судне «Лена» изучала северные районы Гренландского моря даже в конце зимы.

В июне 1956 г. такая же экспедиция на дизель-электроходе «Обь» исследовала высокие просторы Гренландского моря. На следующий год подобное судно «Лена» проникло на север этого моря на широты до 83°211. Плавания советских судов в высоких широтах с научными целями стали регулярными.

Первые в мире ледоколы на атомном топливе

Знаменательным событием в мировом судостроении явилась постройка в 1959 году на Балтийском заводе в Ленинграде атомохода «Ленин». Он сразу же стал флагманом морских транспортных операций на Северном морском пути. В сентябре 1961 г. он начал форсировать многолетние льды в Восточно-Сибирском море, на одной из крупных льдин состоялась высадка на лед новой дрейфующей станции «Северный полюс-10». Обратный путь проходил вдоль южной кромки льдов, где еще никогда не совершались свободные плавания судов. 22 ноября атомоход, пройдя во льдах более 2200 миль, возвратился в Мурманск. После его успешного рейса ученые Арктического института подняли вопрос о дальнейшем изучении проблемы в/ш плаваний с вступлением в строй атомного ледокола второго поколения «Арктика»(1974). Этот корабль длиной 150 м имел высокие борта, четыре палубы и пятиярусную надстройку, осадку 11 м, корпус был выполнен из высокопрочной стали. Мощность ядерного реактора составляла 75000 л.с. На судне базировался вертолет. Управление энергетической установкой велось автоматически. В средней части ледокола имелась шахта, через которую можно было опускать приборы в глубины океана.

Покорение Арктики полярными экспедициями

Покорение Арктики полярными экспедициями

9 августа 1977 г. ледокол под командой капитана Юрия Кучиева вышел из Мурманска в направлении к северной оконечности острова Новая Земля, далее через Карское море до рекомендованной институтом стартовой точки 80°311 с.ш., 130° в.д. в море Лаптевых и затем прямо на север (рис. 1). На этом же рисунке показаны предельные точки попыток достижения СП разными экспедициями. Итак, до СП 600 миль (в каждом географическом градусе содержится 60 миль). Но что ждало там людей впереди: Terra incognita – неведомая земля? Наверное, небезынтересно будет и читателям, как бы незримо, находясь в то время на корабле, видеть, как менялся ледовый пейзаж, как качественно и количественно характеризовались различные природные условия, малознакомые большинству людей.

Свое движение от данной точки ледокол начал 14 августа утром в условиях разреженного льда, но на подходе к 81-й параллели сплоченность дрейфующего льда возросла до максимальной, как и подобает статуту Ледовитого океана. Лед океана – это не лед арктических морей: здесь преобладает многолетний лед, льды достигают своей предельной толщины  – 3-4 м. Большинство из нас, наверное, полагают, что ледяной покров представляет собой сплошной «блин». На самом деле он состоит из отдельных ледяных полей разного размера и толщины. Выделяются гигантские поля, имеющие в поперечнике более 10 км, обширные размерами от 2 до 10 км, большие – от 0,5 до 2 км и обломки от 0,1 до 0,5 км. Степень покрытия поверхности моря льдом выражается в баллах (один балл соответствует 10% покрытия льдами площади некоторой однородной зоны). В Центральной Арктике сплоченность обычно составляет 9-10 баллов, редко на 10% поверхности имеется чистая вода в виде разводий,трещин.

Вроде невелика премудрость, но представьте, как трудно сделать это с борта вертолета, который летит на высоте 300 м надо льдами со скоростью 200 км/час: ведь за одну минуту перед взором проходит более 3 км расстояния. Тут только успевай рассмотреть и фиксировать. Опытный ледовый наблюдатель, или, как он официально называется, – гидролог ледовой разведки, различает много характеристик того или иного покрова, в то время как для несведущего человека это все – просто лед. И еще – наибольшую трудность представляет визуальное определение толщины данного покрова. Здесь имеется небольшая хитрость: устанавливают не толщину, а возраст льда. Исходят из того, что чем старше лед, тем раньше он образовался и тем самым он должен быть толще. Так, «молодой» вид льда (10-30 см), когда сквозь него просматривается чернота воды, которая тем меньше, чем толще лед. При толщине свыше 30 см лед кажется совсем белым (30-70), однолетний средний (70-120). Старые льды, двухлетние и многолетние, точная их фиксация доступна только асам ледовой разведки.

За 82-й и 83-й параллелью отмечается устойчивое преобладание сплоченных однолетних льдов большой разрушенности. Атомоход идет легко, кажется, ему не составляет труда давить и раздвигать эти льды.

Но вблизи 84-й судно попало в зону сильно торосистого льда. Торосистость – основной ледовый фактор, препятствующий движению судов. Этот показатель тоже оценивается по пятибалльной шкале. Наибольшее его значение доходит до 4-5 баллов. Даже такой гигант, как «Арктика», снизил скорость движения. Ледяные поля находятся в беспрерывном движении – дрейфе и вращении. Ветры и течения сталкивают льды, эти поля наползают друг на друга, крошат их и нагромождают в торосы. Они располагаются беспорядочно или грядами большой протяженности. После пересечения 84-й параллели в воздух поднимается вертолет. С высоты 300-500 м обзор увеличивается до 30- 40 миль и при хорошей погоде видны все хитросплетения лабиринта трещин, каналов, разводий. Помимо визуальной оценки гидролог имеет возможность инструментально измерить толщину льда с помощью видеоимпульсного измерителя. Все эти сведения важны для выбора наиболее благоприятного пути. С борта вертолета сообщили, что впереди отличная дорога шириной до 5 миль: лед однолетний, незначительной торосистости и средней разрушенности. Ледокол перешел на полную мощность работы.

Некоторая задержка в движении возникла в районе 86-й параллели – увеличилось количество многолетних льдов и проявилось коварство старых торосистых гряд: сверху обычные неровности рельефа, зато внизу погружены в воду на несколько метров до монолита смерзшейся глыбы льда. Когда ледокол поднимается на широкую гряду торосов, которая не проламывается под его тяжестью, он останавливается, затем следует команда: Полный назад! Винты так мощно гонят воду вперед, что она захлестывается на лед, ледокол содрогается всей массой, но не сразу начинает двигаться, лишь чуть позже нехотя пятится. Затем снова…Вперед!

Перед 87-й параллелью следующая остановка: многолетний лед, толщина 2,5-3 м, большие поля которого сплочены до 9-10 баллов. Это уже лед Канадского сектора Арктики, торосистость покрова небольшая. Между тем по данным ледовой разведки между двумя обширными зонами многолетнего льда выявлен проход однолетнего льда, а самое главное – вэтом льду есть трещины, вытянутые в меридиональном направлении. Скорость корабля в зоне этих трещин возросла. Ледокол осторожно продвигается по этому коридору. Слева и справа – сплошной без видимых разрывов покров, который производил грозное впечатление. Хорошо развитая всхолмленность выдавала скрытую силу мощных торосистых гряд.

В 37 милях от СП ледовая стихия, как бы спохватившись, ввела в бой свою «гвардию». Атомоходу противостояли сплошные, сплоченные до 10 баллов, мощные многолетние льды с толщинами до 3-4 м. К ним присоединилась и погода: видимость резко уменьшилась, облака чуть ли не вплотную приблизились к ледяной поверхности. Время от времени корабль останавливается. Удар за ударом – идем, медленно, но идем вперед.

Наконец, 17 августа в 04 часа «Арктика» вошла в точку с широтой 90°! Меридианы сходятся в этой точке лишь на глобусе. Вокруг же – белое безмолвие. Погода, словно поняв свое бессилие перед упорством моряков, выдала: маловетрие, температура воздуха около нуля. Даже не верится, что здесь такая теплынь. Впервые на СП не единицы, а сразу 207 человек. В торжественной обстановке на дно океана на глубину 4033 м была опущена памятная металлическая плита с надписью: «СССР, 60 лет Октября, а/л Арктика. Широта 90°N, 1977 г.».

Далее только один курс – на юг! Путь от СП оказался труднее: времени было затрачено на 20% больше, чем при движении к нему. Сказалось большее количество обширных ледяных полей, сжатых льдов.

22 августа ледокол в сопровождении чаек – морских белокрылых скитальцев – возвратился в Мурманск. За 13 суток плавания «Арктика» прошла 3824 мили, из них более трети – во льдах. На участников экспедиции обрушился бурный поток поздравлений. Они шли отовсюду. «Достижение ледоколом впервые…всю историю мореплавания СП представляет собой замечательную победу советской науки»–гласил текст телеграммы Ричарда Лоуса, директора Британского института исследований Арктики и др.

Поход атомного ледокола к СП стал событием исторического значения в истории исследования и освоения Арктики. От угольного топлива до ядерного горючего, от кочегаров до физиков – таковы этапы большого пути. Орденом Октябрьской Революции был награжден и сам ледокол. Атомоход-ветеран (стаж 33 года) должен избежать участи своей утилизации. Слава первооткрывателя никогда не стареет! Это должен быть памятник всем тем, кому удавалось дойти, увидеть то, что еще никто не видел.

Но понять и оценить во всей полноте и значимости первое в мире высокоширотное плавание атомного ледокола в дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана с достижением Северного полюса еще не пришло время.