Анализ подтверждаемости текущих ресурсов УВ при обосновании и расчете новых оценок

 

О.М. Мкртчян (ВГУП «ВНИГНИ»)

В связи с особенностями строения природных объектов и приуроченных к ним скоплений УВ, а также состояния характеризующей их информационной базы, на основе которой осуществляется оценка запасов и ресурсов УВ, возможность достижения реальной 100%-ной точности их объемов вызывает сомнение. Естественно, что по мере уплотнения сети геологоразведочных работ и увеличения основанной на них информационной базы повышается степень обоснованности и возможность получения более реальных оценок. При этом периодический объективный анализ степени подтверждаемости предыдущих оценок и использованных при этом параметров также должен способствовать, наряду с приходом новых фактических данных, повышению точности очередных оценок различных категорий ресурсов УВ.

Начнем с ресурсов категории D2, оцениваемых в тектонических зонах и комплексах с неустановленной нефтегазоносностью, выделяемых в пределах предполагаемых (с той или иной степенью обоснованности) внешних границ нефтегазоносных провинций. Отметим, что в пределах территорий с ресурсами D2 имеют место, хотя и считающиеся формально не вполне легитимными, локализованные ресурсы D.

Ресурсы категории D2 прежде всего нуждаются в подтверждении глубоким бурением их нефтегазоносности, т.е. реального их существования в недрах, а не объема, обоснованность которого оценивается последующими геологоразведочными работами. В связи с этим выделенные локальные объекты с ресурсами D могут стать основой для выбора постановки поисково­оценочных скважин для реальной оценки нефтегазоносности. Однако до установления промышленной нефтегазоносности и перевода ресурсов категорий D2 в D1 подготовка локальных объектов с оценкой D2 должна носить не массовый, а единичный избирательный в соответствии с геологической зональностью характер. Отметим, что к настоящему времени ряд территорий в провинциях, например в Западно­Сибирской, с многолетней оценкой ресурсов D2, освещен тем или иным числом глубоких скважин, в том числе и поисковых с отрицательными результатами, т.е. скважин, не установивших нефтегазоносность, чаще всего не сопровождающихся объективным анализом и объяснением причин неподтверждения нефтегазоносности. Иными словами, такие территории в течение длительного времени остаются с неподтвержденной оценкой ресурсов D2, что требует дополнительного обоснованного бурения поисково­оценочных скважин на подготовленных ловушках или же сокращения, или списания ресурсов.

Перейдем к прогнозным ресурсам категории D1, оцениваемым на территориях с доказанной бурением промышленной нефтегазоносностью в границах крупных тектонических, палеогеоморфологических и других зон, в пределах которых помимо открытых месторождений с оцененными запасами и подготовленных поисковых объектов с перспективными ресурсами категории С3 оцениваются и локализованные ресурсы D на частично выявленных, но не подготовленных пока к бурению ловушках. В настоящее время оценка ресурсов D, как правило, входит в число основных задач региональных сейсмических работ, проводимых на слабо изученных перспективных территориях провинций. В связи с этим отметим, что однозначные критерии отнесения тех или иных выявленных сейсмикой локальных осложнений регионального структурного плана продуктивных комплексов к объектам оценки ресурсов D определить сложно. Отсутствие полноты унифицированных критериев (требований) выделения таких объектов сказывается и на степени подтверждаемости предполагаемых ловушек последующими более детальными сейсмическими работами. Следует также отметить, что оценки ресурсов категории D, как правило, не увязываются их подсчетчиками с существующей на данный момент оценкой объема ресурсов D1 на данной территории (зоне). В связи с этим при суммировании D, подсчитанных в пределах зоны нефтегазогеологического районирования, они могут заметно превысить собственно оценку D1 (что иногда и случается).

Объекты D фактически должны являться базой для подготовки на них поисковых объектов с оценкой перспективных ресурсов категории С3. Очевидно, что рассматриваемые объекты D должны подвергаться в пределах конкретных тектонических зон систематическому анализу подтверждаемости как намеченных возможных ловушек, так и оцененных на них ресурсов D при переводе их в категорию С3 (как по подтвержденным, так и не подтвержденным ловушкам). В соответствии с полученными данными о степени подтверждаемости этих показателей, касающихся объектов и ресурсов D, необходимо корректировать как состояние текущих ресурсов этой категории, так и подходы, и параметры при следующих их оценках на конкретной территории провинции с ресурсами D1.

Естественно, что помимо установления количественной (процентной) подтверждаемости объектов D в разных геологических зонах необходимо повышать степень реальности геологических предпосылок, используемых для отнесения намеченных по сейсмическим данным объектов к возможным замкнутым ловушкам в конкретных перспективных комплексах.

Не менее значимыми являются результаты анализа подтверждаемости перспективных ресурсов категории С3, позволяющие более реально оценивать их состояние и ожидаемые результаты поискового бурения, т.е. степень вероятности открытия новых месторождений и общего прироста запасов категорий С12, а следовательно, в определенной мере и подтверждаемость ресурсов категории D1, на основе которых и подготавливаются ресурсы категории С3. Степень неполной подтверждаемости ресурсов категории С3 по конкретным объектам (ловушкам) может определяться в процессе их разбуривания неподтверждаемостью самой ловушки или ее размеров, неподтверждаемостью ее нефтегазоносности или же частичным неподтверждением объема оцененных перспективных ресурсов категории С3 подготовленными на ней запасами категорий С12. Каждая из этих причин должна рассматриваться и объективно оцениваться при определении степени подтверждаемости и учитываться при последующей оценке новых объектов категории С3. Наконец напомним, что проблема подтверждаемости в полной мере с большой практической значимостью касается также и различных категорий запасов, что, естественно, должно учитываться при подсчете запасов.

В заключение еще раз подчеркнем практическую значимость перманентного глубокого объективного анализа подтверждаемости различных параметров, используемых при оценке ресурсов УВ, и их корректировку как одно из важных условий приближения к получению наиболее реальных результатов.

По существу объективный и многофакторный анализ подтверждаемости и динамики параметров предыдущих оценок различных категорий ресурсов запасов должен быть обязательным составляющим элементом каждой последующей оценки и полностью содержаться в очередном посвященном ей отчете. При этом необходимо устанавливать основные причины и тенденции неподтверждаемости или подтверждаемости параметров, принимаемых при оценке различных категорий ресурсов в конкретных геологических зонах и основанных на них оценках.

Наконец, отметим, что представляется целесообразным создание ежегодного госбаланса локализованных ресурсов Д по аналогии с госбалансом запасов, одновременно отражающего динамику подготовки на каждом объекте Д перспективных ресурсов Д03), а также списания неподтвержденных структур (ловушек) и ресурсов Д.