Арктический подарок
27 сентября 2014г. на геологической карте Карского моря появилось новое месторождение нефти «Университетская – 1». В настоящее время оно является самым первым и самым северным (74° 261 3711с.ш.) в Арктике, 12 октября месторождение введено в разработку. Официально было объявлено, что существование Карской нефтегазоносной провинции и её богатств подтверждено. Это заявление сделал глава Государственной компании «Роснефть» Игорь Сечин, особо подчеркнув баснословные запасы этого месторождения. Предварительная оценка запасов месторождения «Университетская-1», на лицензионном участке «ВосточноПриновоземельский», составляет по категории С1+С2 130 млн т нефти и 392 млрд м3 газа (рис. 1). Таких поднятий насчитывается до 30 и в каждом из них может быть запасов не меньше. Если будут разведаны другие подобные месторождения, то Россия ещё раз подтвердит свое положение как одна из нефтяных лидеров на мировой арене. Сейчас некоторые эксперты предсказывают общие запасы нефти на трёх выделенных для освоения участках Карского моря, называя цифру в 13 млрд т, но полагают, что это число может меняться как в меньшую, так и в большую сторону.
Рис. 1. Карта Восточно-Приновоземельских участков
Структура находится на антиклинальном поднятии, её площадь 200 км2 при максимальной высоте этажа нефтеносности 550 м. Скважина «Университетская1» остановлена на глубине 2113 м. Глубина кровли кристаллического фундамента около 3400 м. Бурилась она в условиях открытой воды, глубина которой 81 м. Сезон навигации в Карском море длится от 2,5 до 3,5 месяцев, в остальное время оно покрыто льдом толщиной 1,21,6 м. Скважина была пробурена в уникально короткие сроки – 1,5 месяца. Поверхностный слой морской воды в июле, после таяния льдов, прогревается до +3 °С, а в августе до +10 °С. Средняя высота волн возрастает до 1,21,5 м, максимальная около 5,5 м. Удаленность от острова Новая Земля составляет 106 км. Сейсмичность района 5 баллов.
На рис. 2 представлена тектоническая схема участка № 1. Приновоземельная область перспективна на образование скоплений УВ в рифтовых резервуарах верхнепермского возраста, которые, видимо, можно встретить на глубинах от 45 до 67 км. Характерной чертой геологического строения участка является наличие крупного протяженного сброса на восточной его стороне, а на южной – более мелкие сбросы как в фундаменте, так и в чехле. Цветовая гамма отражает ступени внешнего пояса плитных форм. Например, цифра 5 обозначает полосу грабенрифта СВ направления. Бурение скв.2, намечавшееся на лето 2016 года, по понятным причинам, выполнить не удастся.
Рис. 2. Тектоническая схема акватории в районе работ
Бурим сообща
Помимо «Роснефти» в бурении скважины участвовали иностранные компании и в особенности американская Exxon Mobil. Платформа была норвежская. Она вышла из порта Ставангер, обогнула Скандинавию, «прошла» Карские ворота и достигла места проектной точки заложения скважины. Платформа «West Alpha» была специально модернизирована для работы именно в северных широтах и оснащена инновационным комплексом контроля: в ней разработана уникальная система предотвращения столкновения с айсбергами, предусматривается даже физическое воздействие на лед, а именно – при малейшем возникновении риска подводные запорные устройства могут запечатать скважину. В случае необходимости специальные суда поддержки отбуксируют платформу на безопасное расстояние. На волнах вышка удерживается с помощью восьми якорей. Буксировка платформы в район работ и обратно осуществлялась транспортнобуксирными судами океанского класса. До места назначения она проделала путь в 3,5 тыс. км. Её водоизмещение, как у тяжелого военного авианосца, до 30700 т, длина 70 м, высота над палубой – 108м. Имеется вертолетная площадка. Главная характеристика вышки – способность бурения до 7 км. Таких глубин в арктических морях не достигала еще ни одна скважина.
Вот почему иностранные нефтяные компании согласились нам помогать в организации работ.
Скважина компании Exxon обошлась в 650 млн долл. Для огромной корпорации эта сумма всётаки немалая, но вполне подъемная, тем не менее, американцы пошли на расходы. Любопытство узнать, а есть ли там углеводороды или нет? – превысило экономику. Окончательный ответ на этот вопрос еще не получен. Пробуренная скважина не была испытана, её практически сразу «закупорили». В образцах керна обнаружены всегонавсего выпоты нефти, то есть небольшие капельки нефти, якобы свидетельствующие о наличии залежей. Однако без каротажа скважины и её испытания сделать достоверное заключение, прежде всего, об их масштабах очень трудно.
Но это не помешало «Роснефти» громогласно объявить об открытии гигантского месторождения, которому дали название «Победа». В свое время, Сталин, садясь в новенький автомобиль «Москвич-400», сказал: «Не велика «Победа». Не мог же тогда побледневший директор МЗМА сказать: «Иосиф Виссарионович, пожалуйста, выйдете на минутку, я откину спинку и пролезу на заднее сидение». Но вождь был настроен благодушно. Он с трудом вылез из машины, небрежно бросил директору завода: «Сделай, чтобы людям было удобно». После у машины появились четыре двери. Вот и Сечину, наверное, не надо было громко бить в литавры, а дать скромную оценку и многозначительно намекнуть – то ли ещё будет, когда вскроем нижние горизонты юрского возраста. Текст же его заявления, подобно сейсмическим волнам, многократно облетел всю планету.
Грянули санкции
10 октября из-за антироссийских санкций работы в Карском море пришлось остановить, а буровую установку возвращать, новой же пока не нашлось. Дальнейшая ситуация напоминает слова детской песенки: «Мы с Тамарой ходим парой…». Сама «Роснефть» без Exxon Mobil не хочет вести работы. Проводка скважины – это технология, которая для нас пока затруднительна. Зависимость от компаний США и ЕС в обеспечении оборудованием проектов по разработке шельфовых месторождений достигает чуть ли не 100%. Вот чем заканчивается благодушие как самих компаний, так и ответственных за развитие нефтяного сектора министров. Ведь за прошедшие семь «тучных» лет можно было сделать многое. Вероятнее всего, что-то может измениться в текущем году, когда в США выберут нового президента, и он под давлением нефтяного лобби отменит санкции хотя бы на продолжение бурения данной скважины, а может быть и раньше. Правда, есть маленький «луч света»: платформа «Вест-Альфа», вернувшись в Норвегию в середине октября, до сих пор законтрактована Exxon до июля 2016 г. Может быть она вернется обратно? Однако следует сказать и о внутренних негативных причинах торможения работ в Арктике. К примеру, наша частная компания «ЛУКойл» не получает доступ к участию в аукционах на приобретение лицензий, хотя по словам известного нефтяника Г.Н. Шмаля, у нее опыт работы на шельфе гораздо больше, чем у «Газпрома» и «Сибнефти» вместе взятых. Фактически, государственные компании «Газпром» и «Роснефть» играют на шельфе роль собаки на сене. Они набрали десятки лицензионных участков (например, у «Роснефти» их 48), которые теперь не в состоянии освоить.
Рис. 3. Фотография платформы WEST PANAMA
Планы на будущее
Прежде разберемся с месторождением «Победа». Чуть ранее начавшиеся санкции затронули компанию «Роснефть»; на беспокойство российской стороны США отвечали неопределенными заявлениями, но при этом усилили «пристальное наблюдение» за ходом работ. В сентябре Госдеп дал дополнительное разрешение вести работы только с 26 сентября по 10 октября, этот срок сочли достаточным для завершения строительства и пуска скважины. Что касается проведения испытания скважины, то этот вопрос остается открытым. Если они действительно проводились, то данные по ним, вероятнее всего засекречены. А ведь как вдохновенно «смотрелся» августовский телемост по поводу открытия новой нефтегазоносной провинции глав «Роснефти», российского отделения Exxon Mobil и лично В.И. Путина, сказавшего, что международные бизнес-сообщества заинтересованы в разработке новых природных ресурсов.
По нашему мнению, скважина остановлена в тех же отложениях неокомаптского возраста, что и в соседнем газоконденсатном Русановском месторождении. Заявление о легкой нефти на «Университетской-1» изза очень малого количества вполне можно спутать с конденсатсодержащим газом. Газоконденсат – это природная смесь нефтяных углеводородов, находящихся в недрах в газообразном состоянии, а при охлаждении и снижения давления до атмосферного (в условиях дневной поверхности) распадающаяся на жидкую (конденсат) и газовую составляющие. Газоконденсаты ещё называют светлыми нефтями, поскольку не содержат асфальтово смолистых веществ. Углеводородная жидкость, полученная из скв.1, характеризуется следующими показателями: плотность – 808814 кг\м3, серы – 0,02%, смол – 1,5%, высокий выход светлых фракций – 6070%. Для полной же уверенности в том, что мы имеем дело с нефтью, а не с конденсатом, необходимо было определить содержание самых сложных компонентов нефти: асфальтенов (в случае их присутствия можно будет очень уверенно говорить о том, что это нефть). Нефтеносными в этой скважине могут быть и нижнемеловые отложения, о чем свидетельствуют результаты бурения, в частности, на острове Белый. Совсем не исключено, что такими же могут быть и нижние юрские горизонты.
Что касается ближайших дел, то, по словам И. Сечина, компания рассматривает возможность добычи на месторождении через 5-7 лет. При этом стратегия развития будет ориентирована как на собственные силы, так и на поиск новых партнеров. У Минэнерго есть только план, а в среднесрочной перспективе также имеется таковой по освоению Северо-Карской впадины. Геологоразведка там ещё не проводилась, но ученые полагают, что этот регион также отмечается очень высоким потенциалом и большой вероятностью обнаружения там запасов нефти, не уступающих тем, что были обнаружены в юго-западной части Карского моря. Даже если американская компания прекратит работы, Россия способна своими силами обеспечить бурение, но пока всё «замерло до рассвета». К тому же у «Роснефти» большой долг, к концу 2014 г. он составил 38 млрд долл. Пик платежей компании пришелся на 2015 год. Безусловно, тормозить реализацию планов в сегодняшней трудной экономической ситуации в стране будет и намечаемое правительством на 2016 г. да и на следующий – сокращение ассигнований не менее 10%. Остаётся ждать!