Особенности природопользования Югры — основа актуализации схемы охотугодий

 

Л.Н. Казанцева, Ю.В. Казанцев (АУ «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, площадь которого составляет 53,48 млн. га, является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, при этом располагает огромным природно-ресурсным потенциалом.

На 22,3 млн. га (42% территории округа) осуществляется недропользование (распределённый фонд недр – РФН), лесосырьевые ресурсы составляют 3,2 млрд. м3 и сосредоточены на площади 28 млн. га [2]. На реках и озёрах выделено более тысячи рыбопромысловых участков, на площади 20,6 млн. га (38% от площади округа) закреплены десятки охотничьих угодий. В автономном округе сохранилось традиционное природопользование КМНС (коренных малочисленных народов Севера) – зарегистрировано 475 родовых угодий (территории традиционного природопользования – ТТП) общей площадью 12,6 млн. га, что составляет 23% территории Югры. Среди видов традиционного природопользования – рыболовство, охотничий промысел, оленеводство, сбор дикорастущих.

Для компенсации антропогенной нагрузки на природную среду в округе развивается сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которая в настоящий момент насчитывает 27 объектов международного, федерального и регионального уровней. Ещё 25 объектов ООПТ планируется создать. Кроме того, некоторые природоохранные функции выполняют территории, на которых установлен запрет использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты. Таких участков в Югре – 9, их общая площадь составляет 0,72 млн. га.

В такой ситуации особенно важно соблюсти интересы всех сторон, поскольку, как правило, на одной территории осуществляется сразу несколько видов природопользования.

Охота исторически является одним из популярных видов природопользования в Югре.

Население автономного округа составляет более 1,5 млн. человек, из них охотников-любителей насчитывается более 69 тысяч (4,5% населения). Преимущественное количество охотников зарегистрировано в Сургутском (27% от общего числа), Нижневартовском (15%) и Нефтеюганском (14,5%) районах. 86 охотпользователей называют охоту основным видом деятельности [3]. Большое значение охота имеет для традиционного хозяйствования.

С целью инвентаризации и оптимизации использования природных ресурсов АУ «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана» в 2011-2012 годах разработало, а в 2016 году актуализировало «Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Полученные данные о численности и площадях обитания свидетельствуют о низкой плотности промысловых видов, и это вызвано не только природными факторами. Прежде всего, это особенности проводимого учёта, а также браконьерство копытных.

Анализ использования охотничьих ресурсов округа показывает, что их освоение в среднем не превышает 25,7%. Это говорит о существенном недоиспользовании охотничьих ресурсов.

Особенности природопользования в ХМАО – Югре

Рис. 1. Особенности природопользования в ХМАО – Югре

Суровые природные условия ХМАО – Югры, низкая плотность населения промысловых животных в сочетании с высокими затратами на материально-технические средства, зоотехнические мероприятия, зимний маршрутный учёт (ЗМУ), а также низкий спрос на пушнину (за исключением соболя), зачастую приводят к нерентабельности охотничьих хозяйств. По данным статистической отчётности 2 ТП-охота, на протяжении целого ряда лет затраты на ведение охотничьего хозяйства превышают доходы на 30-400%. Вследствие этого интерес предпринимателей к ведению охотничьего хозяйства снижается, площади закреплённых охотугодий уменьшаются.

В тоже время развивается сеть ООПТ, которые одновременно являются охотничьими резерватами (зонами охраны охотничьих животных). Кроме того, 17.05.2017 г. истёк пятилетний срок, в течение которого в соответствии с Приказом Минприроды России №137 от 18.05.2012 г. прекращается срок действия в прежних границах охотугодий, площадь которых больше 1 млн га, таких в ХМАО – Югре – 3.

Эти факторы, а также развитие промышленной инфраструктуры привели к необходимости актуализации Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории ХМАО – Югры.

В районах проживания большого количества охотников-любителей целесообразно создание общедоступных охотничьих угодий (ООУ). ООУ, учитывая их значительную площадь, должны использоваться как эффективный инструмент управления природными ресурсами, в частности, животным миром. Принципы организации общедоступных охотничьих угодий определяются их ролью в обеспечении равнодоступности, а также возможностью для граждан реализовать право выбора на разные виды охоты:

– Выделение общедоступных угодий – не менее 20% территории – в каждом муниципальном районе автономного округа. Тем самым обеспечивается равная возможность для охотников всех поселений.

– Общедоступные угодья должны быть расположены вокруг или примыкать к городам или районным центрам, что решает вопрос фактической доступности к ним большинства охотников района, так как значительная часть из них проживает в городах.

– Типологическая структура ООУ соответствует характеристике угодий по муниципальному району в целом. Соблюдение данного условия в общедоступных угодьях обеспечивает возможность граждан охотиться на все виды животных различными способами.

– Границы ООУ проходят по выраженным на местности объектам (автодорогам, рекам, ЛЭП, лесным кварталам, просекам и т.д.), что способствует их натурному описанию и обозначению на местности.

Расположение охотничьих угодий в соответствии с внесёнными изменениями

Рис. 2. Расположение охотничьих угодий в соответствии с внесёнными изменениями

Общедоступные охотничьи угодья в районах способны полностью функционировать в качестве самостоятельного охотничьего хозяйства. Для этого необходимо выделение финансовых средств для реализации биотехнических мероприятий, охрану угодий и управления ресурсами.

В районах, где охотничьи ресурсы недоиспользуются, целесообразно создание перспективных зон для образования закреплённых охотугодий (ЗОУ). При создании ЗОУ необходимо соблюдать следующие условия.

Угодье должно иметь оптимальную площадь, позволяющую вести экономически рентабельное хозяйство. Площадь ЗОУ должна обеспечить хозяйственную пропускную способность (посещаемость охотниками) и, как следствие, экономическую эффективность данного охотничьего хозяйства. В таёжной зоне авторы считают обоснованным введение минимальной площади охотхозяйства. По нашим расчётам она должна быть не менее 87 тысяч гектар (среднемноголетняя площадь угодий на 1 лося – 2.6 тысяч гектара, норматив допустимого изъятия – 3%), что позволит эффективно использовать охотресурсы и получить квоты на добычу 1 лося.

Соотношение категорий охотничьих угодий

Рис. 3. Соотношение категорий охотничьих угодий

Выделение зон ЗОУ ТТП производится в соответствии с федеральным и региональным законодательством. В настоящее время площадь и границы ТТП ХМАО – Югры стабильны, на протяжении ряда лет решения о создании либо упразднении ТТП не принимались.

Создание новых зон охраны охотничьих ресурсов не планируется. Предполагается, что расширение сети ООПТ будет способствовать охране охотничьих животных. Таким образом, изменения, вносимые в Схему, предполагают создание 94 общедоступных охотничьих угодий общей площадью 20,105 млн. га во всех административных районах и 17 перспективных зон для предоставления охотничьих угодий в долгосрочное пользование, общей площадью 4,5 млн. га, в Березовском, Белоярском, Советском, Кондинском, Октябрьском, Нижневартовском районах ХМАО – Югры.

В результате изменений, внесённых в «Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», площадь общедоступных охотничьих угодий составит 16,79 млн. га (31% от площади ХМАО – Югры), площадь закреплённых охотугодий – 20,57 млн. га (38,5%), площадь территорий, где охота запрещена – 4,19 млн. га (7,8%). Площадь охотугодий, закреплённая за ТТП, останется неизменной – 12,6 млн. га (23,7%).

Изменения, предлагаемые АУ «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана», одобрены Губернатором ХМАО – Югры. Изменения в Схему внесены Постановлением № 54 от 11 мая 2017 года «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 июня 2013 года № 84 «О схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Нововведения должны положительно сказаться на развитии отрасли в ХМАО – Югре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отчёт «Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2015 году» // ИздатНаукаСервис. – Тюмень, 2016. – 238 с.

2. Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс] // URL: ugrales.ru.

3. Постановление Губернатора ХМАО – Югры от 24.06.2013 г. № 84 «О схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».