Новый Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа» и особенности его применения
В июле 1998 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа был принят Закон «О стимулировании ускоренного ввода в разработку месторождений нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа». Принятие названного Закона вызвало целый ряд положительных и отрицательных откликов. Положительную оценку этот шаг получил со стороны компаний-недропользователей и в средствах массовой информации ( в том числе и зарубежных ).
Так, например, журнал Russian Petroleum Investor в октябре 1998 года, т.е. спустя 3 месяца после принятия Закона и 1,5 месяца после августовского кризиса, опубликовал статью “Расставание невозможно”, в которой, в частности , говорится, что “…этим летом ( летом 1998 г. ред.) власти округа приняли ряд новых законов, предусматривающих значительные налоговые льготы и устанавливающих стабильный законодательный и налоговый режим до тех пор, пока инвесторы не окупили свои затраты”. Там же говорится, что компании, работающие в округе, не выказывают никаких намерений уйти. Текущие экономические и политические проблемы России не отпугнут иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации нефтяных и газовых проектов в Ханты-Мансийском автономном округе (в дальнейшем – ХМАО). В статье приведена интересная, на наш взгляд, выдержка из интервью корреспонденту РПИ исполнительного директора компании СаnBaikal Роберта Болтона, в котором он говорит: “Местные власти попытались создать благоприятный инвестиционный климат, задавая вопрос: “Что мы можем сделать, чтобы инвесторы пришли сюда?». И, как бы отвечая на этот вопрос, продолжает: «…местные власти могут сделать многое. Их отношение служит другим российским регионам положительным примером установления благоприятного инвестиционного климата». Значительное внимание уделяет законодательным инициативам ХМАО по стимулированию ускоренного ввода в разработку нефтяных и газовых месторождений Сергей Савушкин в статье «По законам Югры», опубликованной в журнале «Нефть и Капитал» (№ 4 за 1999 г.), и дает им высокую оценку.
Негативные отклики идут в основном со стороны администраций муниципальных образований (районов) и отдельных специалистов, причастных к формированию бюджета автономного округа. И тем и другим представляется, что с практическим применением Закона ХМАО «О стимулировании…» пострадают соответствующие бюджеты. Оппоненты данного закона, возможно, не вполне отдают себе отчет в том, что, несмотря на все бюджетные проблемы, органы власти ХМАО должны сегодня помочь нефтяной отрасли для того, чтобы завтра с отрасли можно было брать налоги.
Первые попытки применения на практике названного Закона показали, что он далек от совершенства, требует доработки отдельных статей и положений, разработки дополнительных нормативно-правовых актов, регламентирующих его использование. Такая задача встала перед Системой управления ресурсной базой ХМАО во втором полугодии и в начале 1999 года. В итоге к марту 1999 г. Закон был полностью переработан и повторно вынесен на рассмотрение окружной Думы, а 26 марта текущего года принят ею в новой редакции и под новым названием «О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа». Опубликован в окружной газете «Новости Югры» 29 апреля и в «Собрании законодательства Ханты-Мансийского автономного округа» (№ 3 от 30 апреля 1999 г., официальное издание, Информационно-издательский центр Администрации ХМАО ). Закон в новой редакции содержит 19 статей, которыми определяются область распространения и применения Закона, основные понятия, как-то: «стимулирующее налогообложение», «вводимое в разработку месторождение», «новая нефть», «введенное в разработку месторождение» и другие основания применения стимулирующего налогообложения для Недропользователя, начало и условия применения стимулирующего налогообложения, порядок образования и использования инвестиционных средств Недропользователя, отчетность, представляемая недропользователем, и многие другие. Вкратце остановимся на некоторых из них.
Прежде всего, что же является стимулирующим налогообложением?
Стимулирующее налогообложение – это установленный Законом для категории плательщиков налоговый режим, при котором источником инвестиций выступают средства бюджета округа, учитываемые в доходной и расходной частях.
Использование стимулирующего налогообложения образует инвестиционные средства Недропользователя за счет доли начисленных в части бюджета автономного округа налогов на имущество, прибыль, за пользование автомобильными дорогами, плату за добычу и налога на добавленную стоимость.
Стимулирующее налогообложение применяют Недропользователи, осуществляющие производственную деятельность на вводимых и введенных в разработку месторождениях в пределах лицензионных участков недр.
Положения Закона “О стимулировании…” распространяются на все вводимые и введенные в разработку месторождения в пределах лицензионных участков недр, по которым период добычи “новой нефти” не превышает шестидесяти месяцев с начала добычи первой тонны “новой нефти” и не могут быть использованы в части иных введенных в разработку лицензионных участков.
Вводимым в разработку признается месторождение в пределах лицензионного участка недр до момента получения первой тонны “новой нефти”. Введенным в разработку признается месторождение в пределах лицензионного участка недр с момента получения первой тонны “новой нефти” на начальном этапе освоения по утвержденным территориальной или центральной комиссией по разработке нефтяных и газовых месторождений технологическим документам с обязательным выполнением этапов и объемов работ, установленных технологическими и проектными документами на разработку и обустройство месторождения.
“Новой нефтью” признается объем нефти, добытой из эксплуатационных скважин, пробуренных в соответствии с утвержденными в установленном порядке технологическими проектными документами введенного в разработку месторождения в пределах лицензионного участка недр в течение шестидесяти месяцев, начиная с календарного месяца, в котором добыта первая тонна нефти на первой добывающей скважине. Нефть, добытая из геологоразведочных скважин, расположенных на лицензионных участках недр, не признается “новой нефтью” и стимулирующему налогообложению не подлежит.
Основанием применения стимулирующего налогообложения для Недропользователя является:
по налогу на имущество и НДС:
- вступление в действие лицензии на добычу нефти и газа;
- государственная регистрация Недрополь-зователя на территории автономного округа;
по иным отдельным видам налогов:
- вступление в действие лицензии на добычу нефти и газа;
- государственная регистрация Недрополь-зователя на территории автономного округа;
- документальное оформление законченной строительством первой добывающей скважины из бурения в эксплуатацию и постановки принятой по акту скважины на баланс основных фондов Недропользователя;
- документальная фиксация ( в месячном эксплутационном рапорте ) добычи первой тонны “новой нефти” из добывающей скважины.
Началом применения Недропользователем стимулирующего налогообложения признается первое число месяца, следующего за датой регистрации в налоговом органе приказа Недропользователя по применению последним стимулирующего налогообложения в соответствии с Законом ХМАО “О стимулировании…”.
Стимулирующий налоговый режим вступает в силу с момента введения в действие аналогичного решения органа местного самоуправления на территории муниципального образования автономного округа, в границах которого расположен лицензионный участок недр с вновь вводимым в разработку месторождением нефти.
Условиями применения стимулирующего налогообложения при освоении вводимых и введенных в разработку месторождений в пределах лицензионных участков недр являются:
- разработка лицензионного участка в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектным документом;
- подключение каждой добывающей скважины к замерным установкам в соответствии с требованиями, установленными Законом, либо оборудование таких скважин замерной аппаратурой;
- представление ежемесячной отчетности и выделение в системе бухгалтерского учета отдельного оперативного учета затрат и расходов по лицензионному участку недр, в пределах которого применяется стимулирующее налогообложение;
- реинвестирование средств, образованных за счет доли начисленных налогов, в обустройство месторождений.
В Законе ХМАО “О стимулировании…” определен порядок образования инвестиционных средств Недропользователя. Последние образуются за соответствующий период за счет части налогов, причитающихся к уплате в бюджет автономного округа, объектом обложения которых является выручка от реализации “новой нефти”, стоимость недвижимого имущества, находящегося в пределах вводимого в разработку лицензионного участка, стоимость “новой нефти” в отчетном периоде. Сумма остающихся в распоряжении Недропользователя средств определяется как доля начисленного налога в бюджет округа и территориальный дорожный фонд в следующих размерах:
100 процентов налога на добавленную стоимость;
50 процентов налога на пользователей автомобильных дорог;
100 процентов налога на прибыль;
100 процентов налога на имущество, исчисленное по объектам недвижимого имущества согласно перечню;
100 процентов платы за добычу нефти и газа.
Если Законом ХМАО “О бюджете округа” предусмотрена передача в бюджеты муниципальных образований автономного округа части вышеперечисленных налогов, то размеры, установленные в настоящей статье, уменьшаются соответственно на эту часть.
Законом ХМАО “О стимулировании…” предусматривается только целевое использование инвестиционных средств. Средства направляются на финансирование работ на вводимом или введенном в разработку лицензионном участке. Средства, использованные не по назначению, изымаются в бюджет округа. Средства используются недропользователем и не могут передаваться иным лицам. Средства, не освоенные до окончания (прекращения) срока стимулирующего налогообложения, подлежат уплате в бюджет округа.
Завершая краткое изложение содержания нового Закона ХМАО «О стимулировании…», заметим, что рядом статей Закона предусматривается:
- отчетность, представляемая Недропользователем, в отношении которого действует стимулирующее налогообложение;
- требования к замерам добываемой продукции на введенном в разработку лицензионном участке;
- контроль за работой замерной аппаратуры;
- условия, при которых возможна отмена стимулирующего налогового режима;
- контроль за целевым использованием средств и ответственность Недропользователя при нецелевом использовании инвестиционных средств;
- установление размера платы за пользование недрами по окончании режима стимулирующего налогообложения и др.
Чтобы облегчить и унифицировать работу недропользователям, подпадающим под действие Закона ХМАО «О стимулировании…», Администрацией автономного округа совместно с Государственной налоговой инспекцией по ХМАО, Комитетом природных ресурсов по ХМАО, при участии специалистов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по ХМАО в мае 1999 года разработана и утверждена Инструкция “О порядке образования, использования и учета инвестиционных средств недропользователя” (далее – Инструкция), разосланная по всем компаниям-недропользователям.
Инструкция дает расширенное толкование в русле практических действий порядка образования и использования инвестиционных средств недропользователем. Существенно расширены и конкретизированы позиции Закона “О стимулировании…”, касающиеся отчетности, предоставляемой недропользователем при переходе на стимулирующее налогообложение. Прилагаются типовые табличные формы отчетности. В Инструкцию включены разделы “Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по образованию и использованию инвестиционных средств”, “Обязанности государственных налоговых органов и отделений Федерального казначейства по учету сумм налогов, образующих инвестиционные средства”.
Общий сбор и анализ информации по вопросам применения на практике Закона ХМАО “О стимулировании…” временно поручен Научно-аналитическому центру рационального недропользования в г.Ханты-Мансийске (отв. С.Г.Кузменков).
В заключение выражаем надежду, что новый Закон ХМАО “О стимулировании…” окажет в ближайшем будущем заметную роль в укреплении нефтяной отрасли.