Соглашения о разделе продукции

 

Сулейманова Л.О.

Российские соглашения о разделе продукции обещают многое, но вызывают беспокойство.

Россия считает, что договоры о разделе продукции, которые вскоре должны широко внедриться в нефтяной и газовый сектор страны, станут панацеей от экономических несчастий.

Традиционно, начиная со времени развала Советского Союза, в российской нефтяной и газовой промышленности преобладал путь привлечения иностранных инвестиций — в сумме 4.2 млрд. долл. на 1 июня 1999 года.

Западные специалисты оценили, что, если использовать соглашения о разделе продукции, то прямые иностранные инвестиции в нефтяной сектор могут составить 64 млрд. долл.

Иностранные инвестиции, несомненно, будут иметь позитивное влияние – создание новых рабочих мест и усиление экономики. Но российские компании больше беспокоит то, как государство реализует доход от их потенциальной продукции.

Уже давно в руках иностранного консорциума находятся два проекта на разработку участков на шельфе Сахалина, они были разработаны и утверждены Президентским Постановлением в 1995 г. Между тем в Российской Думе все еще рассматриваются два месторождения, разработка которых должна проводиться согласно СРП: комплекс Северных территорий, право на проведение поисковых работ и разработки которого передано совместному предприятию российского нефтяного гиганта ЛУКОЙЛА (60%) и КОНОКО (40%); и Приобское месторождение, лицензией на разработку которого владеет ЮКОС.

Россия нуждается в 8-10 млрд. долл/год, чтобы поддерживать текущий уровень добычи нефти и газа. Недостаток в привлечении иностранных инвестиций, которые могли бы усилить Россию, приводит к сокращению либо экспорта нефти, либо внутреннего потребления. Вот почему СРП так настойчиво предлагается как жизненно необходимое для будущего нефтяного сектора.

СРП должны быть использованы для 125 нефтяных и газовых месторождений страны. Иностранные инвесторы ожидают $24 дохода на каждые вложенные $100, согласно последней российской модели, $76 отходит российской стороне.

Такой вид инвестиций — хороший способ защиты от финансовых катастроф, глубоко задевших Россию в августе 1998 года. Это также и путь привлечения «надежного» капитала.

Однако большинство российских компаний видят в этом скрытую опасность.

Выдвигаются такие аргументы, как-то: ввод значительного иностранного капитала может разрушить контроль России над нефтяным сектором и направить его по пути обеспечения нужд заграницы, чем своих собственных. Беспрецедентные права, переданные иностранным компаниям согласно условиям СРП, создают возможную угрозу суверенитету российской экономики и означают значительное иностранное воздействие на российское законодательство и политику.

Положительное значение контрактов о разделе продукции состоит также в том, что большая часть произведенной нефти может быть экспортирована. Исторически же Россия предпочитала экспорту переработку добытой нефти, развивая нефтеперерабатывающую промышленность.

К тому же, большие проекты в экологически чувствительных регионах, таких как Сахалин или Сибирь, всегда создают проблемы с окружающей средой, которые уже существуют в российской нефтяной промышленности. После начала буровых работ на шельфе Сахалина было сделано заявление о противозаконных разливах в районах распространения рыбы.

Не все российские нефтяные компании обеспокоены моделью СРП. Многие думают, что если бы в стране существовала более нормальная обстановка для деятельности, они могли бы привлекать собственный капитал и сами финансировать проекты. Однако нет гарантии, что будет привлекаться только «надежный» капитал. Поэтому страна должна найти способ защиты от спекулятивных инвестиций.

Существует еще и чистый доход, который будет поступать от широкого внедрения в российском нефтяном секторе соглашений о разделе продукции. Иностранные инвесторы обычно прямо или опосредованно используют эти средства для целей ускорения регионального развития, внедрения новых технологий и новых методов управления, развития вспомогательных отраслей, увеличения экспортного потенциала и обеспечения безопасности внутреннего энергетического снабжения.

OGJ, October 18, 1999, стр.35-37.

Как и предвещал OGJ, получены доказательства того, что российское законодательство по новым соглашениям о разделе продукции должно возобновить свои приостановленные программы больших инвестиций крупными иностранными компаниями. ЛУКОЙЛ и КОНОКО объявили, что их предполагаемый проект по блоку Северных территорий, который основывался на разработке гигантского Южно-Хильчуюсского месторождения в Тимано-Печорском бассейне, прошел свое третье и заключительное чтение в Думе. Проект сейчас проходит утверждение правительством в составе перечня месторождений, разработка которых будет осуществляться на основе СРП.

OGJ Newsletter, Oct.25, 1999.

ТоутлФайна СА доложила о двух новых нефтяных горизонтах на Харьягинском месторождении в Тимано-Печорском бассейне. Тоутл сообщила, что горизонты 2 и 3 Харьягинского месторождения входят в состав первого в России месторождения на континенте, которое попало под действие рамочного соглашения о разделе продукции. Оператор ввел одну скважину в эксплуатацию и намеревается ввести в работу по крайней мере еще две в ближайшие два месяца; он собирается довести добычу нефти до 10 тыс барр/день (~ 1400 т/сут). Доля участия компаний на лицензионном блоке следующая: оператор ТоутлФайна — 50%, Норск Гидро — 40%, Ненецкая нефтяная компания — 10%.

OGJ, October 11, 1999, стр.46