Взимание платежей за пользование недрами в натуральной форме

 

Шилов Я.В. (КНГ и МР)

Нормативные акты, регулирующие вопросы взимания платежей за пользование недрами:

  1. Федеральный Закон №2395-1 от 21 .02. 1992 г. «О недрах».
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть 1. 1998 г.
  3. Постановление Правительства РФ №828 от 28.Х1.1992 г. «Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами акваторий и участками морского дна».
  4. Инструкция Министерства Финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Федерального горного и промышленного надзора «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами».
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть 2.*
  6. Горный Кодекс Российской Федерации. ** — нормативные акты, находящиеся в стадии разработки или на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

Проблема взимания платежей за право пользования недрами в натуральной форме, то есть частью объема добытой нефти, стала особенно актуальной в 1998-1999 гг., так как именно в это время вертикально интегрированные компании начали активно реализовывать нефть своим дочерним структурам по внутрикорпоративным (заниженным) ценам. Государство несет убытки из-за неполученных налоговых поступлений, ориентировочно равные ежемесячным доходам от предприятий, входящих в холдинги. Из создавшейся ситуации имеется два выхода:

  1. Начислять налоги (в том числе и плату за пользование недрами) исходя из рыночных цен реализации.
  2. Взимать налоги в натуральной форме – частью объема добытой нефти.

Первый вариант в настоящее время налоговая инспекция по автономному округу пытается реализовать, но пока безуспешно. Причин тому несколько, основная – презумпция невиновности налогоплательщика, в соответствии с которой именно налоговые органы обязаны доказывать, что налогоплательщик реализовал нефть не по рыночным ценам, а это более чем проблематично, учитывая несовершенство порядка определения рыночной цены.

Второй вариант представляется легко реализуемым и, главное, более уместным, принимая во внимание характер платежей за пользование недрами. В настоящее время взимание этих платежей происходит следующим образом :

  • Определяется объем добытого полезного ископаемого и сверхнормативных потерь.
  • Определяется стоимость как стоимость товарной продукции, получаемой и реализуемой из этого объема полезного ископаемого.
  • Определяется сумма платежа по плате за недра в размере, равном соответствующей налоговой ставке процентной доли от стоимости объема полезного ископаемого.

Таким образом, четко прослеживается схема, с помощью которой налогоплательщики значительно снижают свою налоговую обязанность по плате за недра. В Федеральном Законе «О недрах», как и проекте Горного Кодекса РФ, предусмотрена форма внесения платы за пользование недрами в виде «части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр». Однако в подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения, связанные с платой за пользование недрами, отсутствует методика определения величины этой части. Следовательно, объем может быть установлен только обратным счетом: рассчитывается сумма налогового платежа, затем делится на цену 1 тонны нефти, полученный объем нефти и является искомой величиной платы за недра. Попытка осуществить практическую реализацию заложенной в Законе «О недрах» нормы была предпринята в Постановлении Главы Администрации ХМАО №291 от 23.12.1994г. Однако из-за вышеперечисленных проблем целесообразность применения данного Постановления находится под большим вопросом. Кроме того, введение в действие первой части Налогового Кодекса РФ, закрепившей понятие исполнения налоговой обязанности именно как перечисление необходимой суммы через банк или наличными денежными средствами, вообще поставило крест на возможности взимания платежей за недра в натуральной форме.

Таким образом, исходя из положений действующих нормативных актов, автору представляется оправданной последовательность действий по созданию условий, достаточных для реализации механизма взимания платы за недра в натуральной форме, а именно:

  1. Внести в ст.41 Федерального Закона «О недрах» изменения, с учетом которых часть четвертая данной статьи должна быть изложена в редакции: «Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Размер регулярных платежей определяется как доля от объема, либо доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере». Предусмотреть аналогичное положение в Горном Кодексе Российской Федерации.
  2. Включить в пункт 2 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации часть вторую в редакции: «При наличии в лицензии на право пользования недрами условия взимания налога на право пользования недрами натуральной формой – частью добытого минерального сырья, обязанность по уплате налога на пользование недрами считается исполненной с момента подтверждения уполномоченными государственными органами получения от налогоплательщика соответствующего объема нефти в счет уплаты налога на пользование недрами».
  3. Включить в ст.58 Налогового Кодекса РФ пункт 4 следующего содержания: «При наличии в лицензии на право пользования недрами условия взимания налога на право пользования недрами натуральной формой, уплата налога производится взиманием уполномоченными государственными органами части добытого налогоплательщиком минерального сырья. Порядок взимания устанавливается Правительством Российской Федерации».
  4. Включить в ст.453 проекта части 2 Налогового Кодекса РФ пункт 3-1 следующего содержания: «При наличии в лицензии на право пользования недрами условия взимания налога на право пользования недрами натуральной формой налоговая база определяется как объем добытого в отчетном периоде минерального сырья».
  5. Включить в ст. 456 проекта части 2 Налогового Кодекса РФ пункт 7-1 следующего содержания: «Уплата роялти, при наличии в лицензии на право пользования недрами условия взимания налога на право пользования недрами натуральной формой, производится по итогам каждого отчетного периода. Уплата производится с первого дня после истечения этого периода путем передачи налогоплательщиком уполномоченным государственным органам всего объема добытого минерального сырья до момента достижения этого объема уровня начисленного роялти за отчетный период. Отчетный период для целей уплаты роялти в натуральной форме устанавливается как каждый календарный месяц. Порядок предоставления налоговой декларации при уплате роялти в натуральной форме соответствует порядку при уплате роялти в денежной форме».

Внесение вышеизложенных изменений в нормативные акты Российской Федерации позволит, в частности, органам власти Ханты-Мансийского автономного округа получать плату за добычу нефти в натуральной форме и, тем самым, значительно сократит убытки округа от применения недропользователями внутрикорпоративных цен.