Конкурсы и торги в мире

 

Объединению, руководимому доверенной компанией Индии, переданы 12 из 25 поисковых блоков, выставленных на первый индийский лицензионный раунд в соответствии с новой поисковой лицензионной политикой. Остальные блоки выиграли государственные компании Ойл&Нэйчерал Газ Корп., Индийская нефтяная корпорация, Ойл Индия Лтд., российский Газпром, Мосбахер Энерджи Ко. и Каирн Энерджи Пи-Эль-Си.

OGJ, Январь 17, 2000.

Габон начнет свой девятый лицензионный раунд в нефтедобывающей отрасли во втором квартале 2000 года, планируя этим задержать падение добычи нефти в стране. Раунд включает 20 блоков, расположенных как на суше, так и на мелководье и в глубоких водах. Министр энергетики Габона сообщил, что добыча нефти в стране сократилась с 365 тыс. барр/день (2.6 тыс.т/сут) в 1998 г. до 302 тыс. барр/день (2.2 тыс.т/сут) в 1999 г. вследствие естественного снижения продуктивности месторождений. Значительно снизилась добыча на месторождении Раби Конга с 220 тыс. барр/день (1.6 тыс.т/сут) в 1998 г. до 140 тыс. барр/день (1 тыс.т/сут) в 1999г.

OGJ, Декабрь 20,1999, стр.38.

Девятнадцать компаний участвовали в 47-х торгах в Южной Австралии за 8 поисковых лицензий в бассейне Купер-Эроманда. Победители оцениваются по представленным рабочим программам и будут объявлены в начале 2000 года. Блоки выставляются на раунд второй раз после окончания в феврале прошлого года лицензии, принадлежащей компании Сантос Лтд. групп с 1954 года.

Первый тур лицензионного раунда на эти блоки включал 11 участков, расположенных в приграничных землях, принадлежащих Сантосу. Этот раунд принес Австралии 45 млн. долл., вложенных шестью компаниями в виде инвестиций на протяжении 5 лет.

По выставленным 8-ми блокам, имеющим суммарную площадь13 тыс.км2 , ожидаются затраты в 100 млн. долл. на разработку нефтяных и газовых месторождений в центральной части бассейна. Еще 8 дополнительных блоков будет выставлено на третий тур раунда, который состоится в конце 2000 г.

Три внутренних блока представляют самую перспективную часть бассейна, поэтому должны быть возвращены в оговоренный срок. Эти блоки будут отданы на 5 лет с правом продления срока еще на 5 лет только один раз и с условием возврата половины территории. На 5 других блоков сроки могут быть продлены еще два раза на пять лет.

Заявители должны представить программу поисковых работ на каждые 5 лет, включая предполагаемые затраты. За первые 5 лет необходимо пробурить хотя бы одну поисковую скважину.

Условием возврата участка может стать невыполнение полной программы за какой-либо год или невозможность преодолеть форс-мажорную ситуацию за короткое время.

OGJ, Декабрь 20,1999, стр.38.

OGJ, Февраль 28, 2000, стр.31.

Бразильский раунд 2 – переломный шаг в бразильском секторе поисковых работ и добычи – Айван де Арауджо Симоэс Филхо. Национальное нефтяное агентство. Рио-де-Жанейро.

30 сентября 1999 г. было объявлено о формальном открытии второго раунда лицензирования поисковых площадей.

Этот раунд последовал сразу же после подписания концессионных соглашений по результатам первого раунда и характеризует следующий значительный шаг в открытии бразильского нефтяного сектора.

Основные этапы второго раунда включают : передачу 23 блоков (13 — на шельфе, 10 — на суше), разные условия расположения – от поисковых зон до уже открытых бассейнов; особые условия для мелких компаний, отсутствие обязательств по бурению в первый поисковый этап, пересмотр формулы начисления роялти, сроки обязательств по импорту от 2001 до 2005 гг., разрешение расчетов в валюте.

Характеристики раунда 2

На второй раунд было выставлено 23 блока.

Тринадцать блоков находятся в шести бассейнах на шельфе, включая богатые Кампос и Сантос.

Десять блоков расположены на суше – в составе известных зрелых бассейнов таких, как Потигуар (второй по уровню добычи после Кампоса), Реконкаво (где было открыто первое нефтяное месторождение в Бразилии) и Серджип-Алагоас (где было открыто первое нефтяное месторождение на глубоководном шельфе за пределами бассейна Сантос), так же как и в составе поисковых зон, например, бассейны Палеозоик Парана и Амазонас.

В требованиях рабочей программы на начальный поисковый этап будут отсутствовать обязательства по бурению, однако будут включены обязательства по возврату площади участка и по более значительным расходам на последующие периоды этапа. В изученных бассейнах возможен начальный этап технического изучения до заключения концессионного соглашения и без каких бы то ни было значительных затрат.

Условия поисковых работ

Бразилия проделала длинный путь за короткое время В августе 1997 года начал действовать закон № 9478 (нефтяной закон). Закон начался с процесса завершения монополии Петробраса в большей части нефтяного сектора и образования Бразильского национального агентства (ANP) с целью администрирования и наблюдения за введением его в действие.

Одно из первых постановлений ANP, касающееся нефтяной промышленности, — введение контроля за предоставлением в пользование земли. Необходимо было заключить концессионное соглашение, так как новый фискальный режим нуждался в разработке, а также отлицензировать 6.4 млн. км2 площади седиментационных бассейнов.

Первоначально Петробрас мог изучать участки, на которых он обязался провести поисковые работы в течение трех лет, и рассмотреть условия финансовых затрат. После значительных дискуссий по вопросу, как должны передаваться участки, в законе был определен срок в 1 год для принятия решения; Петробрас и ANP подписали соглашения на 397 лицензионных участков. Петробрасу были переданы права на осуществление контроля за выполнением рабочей программы и оценки коммерческого потенциала своих лицензионных участков до августа 2001 г. или контроля за возвращением их ANP. После этого блоки будут выставлены на последующие раунды лицензирования.

Первый раунд был объявлен в декабре 1998г. и включал 27 блоков.

Финансовые условия

С финансовой стороны основное внимание обращалось на несколько аспектов: роялти, специальная инструкция по участию, косвенное налогообложение, обязательства по импорту, расчеты.

Роялти на все блоки первого раунда был установлен на уровне 10% по требованиям промышленности и был слишком высок из-за преобладающих условий освоения других участков. В процесс подготовки условий второго раунда были включены различные варианты отмены роялти, связанные с экономическими расчетами.

Много споров вызвал пункт о специальном участии (SP), который в действительности является добавкой к налогу с больших месторождений. Однако, если уровень этого налога превышает 40%, начинает действовать прогрессивная шкала, которая уменьшает его до величин, применимых к мелким месторождениям.

Инструкция по расчету этого параметра разработана по подобию специализированных нефтяных налогов (PRT,SPT) в Объединенном Королевстве и Норвегии.

Третий вопрос, который вызвал много возражений, особенно у тех компаний, которые не добились успеха в поисковой фазе, связан с пошлиной на импорт и применением косвенного налогообложения. Несмотря на то, что в большинстве случаев на них может быть предоставлен кредит или они могут быть снижены в противовес другим налогам, которые должны быть заплачены в случае успешной добычи.

В результате декретом 2889 введен специальный временный переходный режим (STAR), устанавливающий освобождение от импортных пошлин и косвенных налогов на некоторые виды оборудования, необходимые для проведения поисковых работ и обустройства, если оно ввозится в страну до 2001 года. Режим STAR будет введен с момента завершения 1 раунда согласно декрету 3161 до конца 2005 года и для запасных частей к этому оборудованию.

Рассматривался и обсуждался целый список косвенных налогов и импортных пошлин как аспект новых реформ. Несмотря на то, что ничего не было изменено в отношении этого налогообложения, введение временных освобождений и предшествующие реформы — есть продвижение налогообложения от инвестиционного режима к прибыльному.

ANP были разработаны более гибкие условия для второго раунда с целью привлечения мелких и средних независимых компаний. В первом раунде принимали участие только мультинациональные компании.

Во втором раунде ANP будет классифицировать соревнующихся операторов на компании: C — мелкие; B — независимые; A – мультинациональные .

Новые правила включают скидки на регистрационные платежи и отмену условия пробурить скважину в первый поисковый этап. Кроме того, для операторов класса С были снижены минимальные финансовые обязательства до 3 млн. долл. с 10 млн. долл. , которые требовались для всех участников первого раунда.

Для операторов класса С также были снижены цены на пакеты данных: 20 тыс. долл. за каждый из трех блоков в пределах бассейнов на суше и 50 тыс. долл. за все три блока. Пакеты данных будут доступны для продажи до конца года, стартовые цены торгов будут опубликованы за 45 дней до их начала.

Операторам класса В будет предложено на торгах 15 блоков, тогда как операторам класса А будут доступны все блоки. От операторов потребуется, чтобы их доля в консорциуме, который приобрел тот или иной блок, составляла не меньше 30%, они также должны будут доказать свою техническую квалификацию. По условиям торгов также не может быть участников в консорциуме, доля участия которых составляет менее 5%; не разрешается участие компании в более чем одних торгах за один и тот же блок – ни индивидуальной компании, ни в сочетании с кем-то – это запрещение распространяется на филиалы.

Выигравшие участники будут иметь один год в пределах первой поисковой стадии на анализ технических данных и выработку решения о начале инвестиций. Если будет принято решение не инвестировать проект, то компания не будет платить никакие штрафы, ей будут возвращены платежи, которые она произвела ранее в виде бонусов или ренталса в течение оговоренного срока.

OGJ, Ноябрь 22, 1999, стр. 30, 78-81

Туркменистан передает 32 блока площадью по 2.5 тыс. км2 в центральной и южной части континентального шельфа Каспийского моря иностранным компаниям для изучения и разработки. Он заявляет, что площади могут содержать в себе 73% и 35% ресурсов соответственно, на которые претендует страна, что составляет 23 трлн. м3 газа и 12 млрд. т нефти геологических запасов.

OGJ, Апрель 10, 2000, стр. 42

Астраханская область

25 января 2000 г. Министерством природных ресурсов РФ и администрацией Астраханской области был объявлен закрытый конкурс на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи углеводородов на правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения.

Участниками конкурса могут быть субъекты предпринимательской деятельности Российской Федерации независимо от форм собственности. Победителю будет выдана лицензия сроком на 25 лет.

Запасы свободного газа правобережной части Астраханского месторождения составляют 221.4 млрд.м3 – по категориям С12, геологические запасы конденсата — 29.1 млн.т. В нижнекаменноугольно-девонском комплексе прогнозируются крупные бессернистые залежи нефти и газа.

В технико-экономических предложениях участники конкурса должны представить предложения по гарантированному минимальному объему работ на первые 5 лет освоения участка, срокам начала добычи углеводородов, среднегодовому уровню добычи, участию в решении социально-экономических вопросов территории и др.

Победитель должен гарантировать начало работ на участке не позднее, чем через три месяца после получения лицензии, начало бурения поисково-разведочных скважин не позднее чем через 1 год после получения лицензии, обеспечение минимального объема работ на участке в течение первых 5 лет: бурение не менее 2 скв., сейсморазведочные работы не менее 200 пог. км.

Стоимость информационного пакета 60 тыс. долл. США, разовый бонус подписания – 440 тыс. долл. США, задаток – в размере 50% бонуса подписания.

  • Экономические и правовые вопросы недропользования в России
  • 25 января 2000 г.

Архангельская область

Северный комитет природных ресурсов МПР РФ и администрация Архангельской области объявили о проведении 5 мая 2000 года открытого конкурса на размещение государственного заказа по выполнению тематической работы: Геохимические исследования с целью оценки нефтегазоматеринского потенциала палеозойских отложений в пределах южного острова архипелага Новая Земля.

Указанные тематические исследования, включая полевые работы по отбору образцов, необходимо выполнить в течение II кв. 2000 г. – IV кв. 2001 года. Максимальная стоимость работ 1500 тыс.руб.

В течение 30 дней после подведения итогов конкурса с победителем заключается государственный контракт на выполнение работ.

Экономические и правовые вопросы недропользования в России,

25 марта 2000 г. 

Омская область

Подведены итоги состоявшегося 25 февраля конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи углеводородов из открытых и вновь выявленных залежей Крапивинского месторождения. В конкурсе принимали участие компании ОАО «Запсибгазпром» и ОАО «Сибирская нефтяная компания», последняя признана победителем.

Экономические и правовые вопросы недропользования в России, 

25 марта 2000 г. 

Ямало-Ненецкий округ

Подведены итоги состоявшегося в марте девятого раунда лицензирования недр (закрытого конкурса и открытого аукциона), на которые были выставлены 13 участков недр (4 – на конкурс и 9 – на аукцион).

МПР РФ и Администрация ЯНАО утвердили решение Экспертной комиссии от 12 апреля 2000 года о признании победителями конкурса по Салекаптскому участку недр – ОАО РИТЭК, по Тазовскому участку – ООО «Ямбурггаздобыча». Победителем аукциона на право пользования Северо-Часельским участком недр признан ООО «Докон».

Экономические и правовые вопросы недропользования в России, 

25 апреля 2000 г.