Новая стратиграфическая схема неоген-четвертичных отложений Западно-Сибирской равнины (Тюменская область)
Астапов А.П., Генералов П.П.
Некрасов А.И., Черепанов Ю.П. (ОАО ТКГРЭ)
Файбусович Я.Э. (ЗапСибГеоНАЦ)
В 1998 г. коллективом ведущих специалистов ЗапСибГеоНАЦ, ЗапСибНИГНИ, ОАО ТКГРЭ составлена новая региональная корреляционная стратиграфическая схема неоген-четвертичных отложений Западно-Сибирской равнины (табл.1). Основой для разработки послужили геологические материалы, полученные в 70-80-е годы. Огромный фактический материал групповых съемок систематизирован на основе единого методического подхода при использовании комплексного литоциклостратиграфического, геоморфологического (в том числе палеогеоморфологического) анализа с учетом палеонтологических, физических (палеомагнитных) данных. Это позволило уточнить строение сводного разреза неоген-четвертичных отложений, геологический возраст слагающих его тел.
Таблица 1. Региональная корреляционная стратиграфическая схема неоген-четвертичных отложений Западно-Сибирской равнины.
Таблица 1. Региональная корреляционная стратиграфическая схема неоген-четвертичных отложений Западно-Сибирской равнины. (окончание)
В основу районирования Западно-Сибирской равнины по типам разреза положена связь современного и погребенного рельефа со строением сводного разреза новейших отложений. На морфостратиграфической основе выделены 3 области и 6 районов неоген-четвертичного покрова (рис.1).
В составе неоген-средненеоплейстоценового комплекса выделяются 6 крупных литоциклов, разделенных эрозионными врезами и прослеживаемых во всех районах. Внутреннее строение каждого литоцикла, последовательность наслоения разнофациальных пачек в нем для участков со сходными палеогеоморфологическими условиями сохраняются в полных разрезах в основе неизмененными. Кроме того, для каждого из циклов намечаются свойственные только ему особенности строения. Анализ разрезов по новым комплексно и серийно опробованным картировочным скважинам Новопортовско-Ямбургского, Бованенковского, Нижнеобского, Северо-Сосьвинско-Белогорского, Тромъеганского и Варьеганского объектов ГГС-200 и ревизия материалов по предшествующим работам заставили внести некоторые коррективы в строение сводного плиоцен-средненеоплейстоценового разреза. Наиболее древним стратоном комплекса является относительно монотонная толща плотных тяжелых суглинистых диамиктонов с прослоями алевроглин (новопортовская толща), включаемая ранее в состав шурышкарской толщи в качестве нижней пачки последней. С учетом новых данных картировочного бурения к основанию непосредственно залегающих выше отложений приурочен максимальный эрозионный врез, который ранее связывался нами с более молодым ярсалинским циклом, и таким образом шурышкарская толща разделилась на два морфолитоцикла. В связи с этим, а также с весьма слабой изученностью шурышкарского стратотипа от наименования “шурышкарский” пришлось отказаться. При этом несколько изменилась корреляция геологических тел, слагающих два крупнейших доталагайкинских плиоцен-эоплейстоценовых морфолитоцикла, а между казымской (салемальской) свитой эоплейстоцена и талагайкинской неоплейстоцена выделилась не везде четко выраженная ритмопара — пески внизу и диамиктоны вверху, названная щучьинской, или няганьской свитой в соответствующих районах.
Так как редкие фаунистические находки и их принадлежность к отдельным узким интервалам в истории эволюционного развития терриофауны не могут быть надежными биостратиграфическими реперами, а радиометрические датировки систематически противоречат ископаемой фауне и геоморфологическим данным, хроностратиграфическая трактовка неоген-средненеоплейстоценового осадочного комплекса основана, главным образом, на результатах прослеживания конкретных разрезов и сопоставления сводных разрезов Севера и Юга (рис. 2, 3).
Целесообразно на данной стадии изученности комплекса определять общий возрастной диапазон его исходя из возраста самых молодых из подстилающих (пелымская свита миоцена) и самых древних из кроющих осадков (осадки четвертой надпойменной террасы). Древнейший из циклов комплекса — хронологический эквивалент киммерия (ортозона Гилберт) (скв. 38, Ямбургская площадь).
Верхненеоплейстоценовые и голоценовые образования формируют 5 морфоциклов, соответствующих террасовому комплексу равнины.
Наиболее характерны и регионально выдержаны рельефообразующие свиты (литоциклы) четвертой (ялбыньинской, исетской) и третьей (камышловской, липовской, колпашевской, тугиянской, “зырянской”) террас. Широко распространена и охарактеризована палеонтологически (фауной грызунов и мамонтового комплекса, семенными флорами, микропалеонтологическими данными) рельефообразующая свита третьей надпойменной террасы, открывающейся в низовьях Оби на обширную равнину с абс. отм. 35-55 м. Эта свита — хороший био-и морфолитостратиграфический репер для всего Обского Севера.
В схеме максимально использованы местные свиты, которые независимо от их первоначальных возрастных трактовок вписываются в отраженный на ней сводный разрез.
Новая стратиграфическая схема снимает многие вопросы, возникающие при геологической съемке, и противоречия, вытекающие из действующей схемы при сопоставлении геологических событий неоген-четвертичного времени на юге и севере Западной Сибири.
Таким образом, для повышения эффективности съемочных и поисковых работ целесообразно рассматривать плейстоцен как часть плиоцена.