О порядке подготовки предложений по основным технико-экономическим показателям разработки месторождений в рамках СРП

 

Ахпателов Э.А.Торопов С.В. (НАЦ РН ХМАО)

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О соглашении о разделе продукции» от лица государства Соглашение о разделе продукции (СРП) при разработке месторождений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа, подписывают Правительство РФ и Правительство ХМАО. Перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, утверждается отдельно. Порядок включения участков в этот перечень зависит от вида полезного ископаемого и его запасов, находящихся в пределах участка. Основанием являются решения Правительства Российской Федерации и органа государственной власти соответствующего субъекта РФ, утвержденные федеральным законом.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” предусмотрена упрощенная процедура, не требующая утверждения на федеральном уровне, для месторождений нефти с извлекаемыми запасами до 25 млн. т и газа с запасами до 250 млрд. м3 (запасы категории АВС12, числящиеся на государственном балансе).

В связи с этим и в соответствии со своей компетенцией при подготовке проектов Соглашения о разделе продукции с потенциальным инвестором Правительство ХМАО установило порядок подготовки документов, доказывающих целесообразность разработки месторождений на условиях раздела продукции.

Данный порядок предусматривает:

  1. Подготовку перечня участков недр для включения в федеральный список.
  2. Рассмотрение по представлению потенциальным инвестором материалов, обосновывающих разработку месторождения на условиях раздела продукции.
  3. Оценку основных технико-экономических показателей разработки месторождения в режиме СРП.
  4. Оформление Правительством ХМАО обосновывающих материалов для обращения в установленном порядке в Правительство РФ:
    • для месторождений, не содержащихся в перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, рассмотреть возможность включить их в указанный перечень;
    • для месторождений, содержащихся в указанном выше перечне участков недр, рассмотреть и дать свое заключение на указанные материалы и необходимость подготовки проекта Соглашения о разделе продукции.

Подготовка предварительного перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП, по заданию Правительства ХМАО выполняется Научно-аналитическим центром рационального недропользования (ЦРН).

Перечень формируется исходя из объема извлекаемых запасов месторождений углеводородов категории АВС12, местоположения, инженерно-геологических условий, условий природопользования и прогнозной оценки рентабельности освоения месторождений в действующей системе налогообложения и в условиях СРП.

Результаты подготовки перечня, включая его обоснование, ЦРН направляет на рассмотрение Правительству ХМАО.

Правительство ХМАО, после обсуждения предложений ЦРН, формирует перечень участков недр, оформляет необходимые материалы в установленном порядке и далее обращается в Комиссию Правительства РФ с просьбой рассмотреть возможность включения месторождений, указанных в списке, в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Список месторождений, формируемый Правительством ХМАО, может быть дополнен по инициативе потенциального инвестора. Для этого потенциальный инвестор должен обратиться в Правительство ХМАО с соответствующей просьбой и представить технико-экономические показатели разработки месторождений на условиях раздела продукции (ТЭП СРП), выполненные согласно нормативным документам.

Основаниями для обращения потенциального инвестора о включении месторождения в список участков недр, право пользования которыми может быть представлено на условиях раздела продукции, являются:

  • необходимость гарантии со стороны государства стабильности условий освоения недр на период разработки месторождения;
  • низкая рентабельность (нерентабельность) освоения месторождения в условиях действующей системы налогообложения, цен на внутреннем и мировом рынках и др.

При анализе представителями ХМАО предложений инвестора одновременно решаются две задачи:

  • подготовка обоснования для включения месторождения в перечень, если оно еще не включено;
  • достижение максимального согласования позиций сторон по техническим и экономическим параметрам СРП как первый этап подготовки к переговорному процессу.

Правительство ХМАО и инвестор создают рабочие экспертные группы, каждый из своих представителей, наделяют их достаточными полномочиями и устанавливают программу и сроки подготовки вариантов основных технико-экономических показателей (параметров) условий разработки месторождения в режиме СРП.

Разработка вариантов таких параметров условий СРП должна предусматривать:

  1. Согласование и оформление протоколом исходных данных, необходимых для оценки вариантов основных ТЭП условий СРП. Исходные данные подразделяются на:
    • показатели разработки продуктивных залежей месторождения, а именно: залежи категории АВС12, числящиеся на государственном балансе; коэффициент извлечения нефти; уровни добычи нефти на весь период действия СРП; динамика объемов бурения на весь период действия СРП;
    • структуру и нормативы капитальных и эксплуатационных (текущих) затрат на поиск, разведку и разработку месторождений на период действия СРП;
    • основные экономические показатели реализации продукции на период действия СРП.

    Согласование исходных данных не предполагает обязательное совпадение позиций (мнений) обеих групп, что должно быть отражено в соответствующем протоколе. Однако в протоколе обе рабочие группы должны определить варианты исходных данных, для которых каждой группой необходимо рассчитать основные ТЭП условий СРП, а также сроки представления результатов расчетов и время очередного рабочего совещания.

  2. Разработка генеральной схемы и очередности строительства и ввода в эксплуатацию скважин и объектов обустройства месторождения, на основе чего производится оценка объемов и динамики капитальных вложений (объемов инвестиций) и текущих затрат, реализации продукции, финансовых потоков и рентабельности освоения и эксплуатации месторождения на период действия СРП. По результатам оценок рассчитываются предельный уровень и динамика возмещения затрат из компенсационной продукции, условия и значения платежей за пользование недрами (роялти) и раздела прибыльной продукции.

Оценки ТЭП условий СРП анализируются на устойчивость относительного влияния внешних факторов (изменение цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках, на оборудование, стоимости услуг и производства работ по освоению и эксплуатации месторождения, добывных возможностей продуктивных залежей, связанных с геологическим изучением и разведкой недр, а также совершенствование методов разработки и увеличения нефтеотдачи пласта и др.). В процессе анализа устойчивости производится уточнение или корректировка оценок основных ТЭП условий СРП.

Результаты разработки вариантов основных ТЭП условий СРП обсуждаются на очередном заседании рабочих групп. В протоколе заседания фиксируются совпадения и/или расхождения рабочих групп в оценках основных ТЭП, динамики возмещения затрат из компенсационной продукции, условий пользования недрами и раздела прибыльной продукции в режиме СРП.

Протоколы заседания и разработанные варианты основных ТЭП условий СРП направляются официально в Правительство ХМАО, которое по своему усмотрению заслушивает отчет назначенной им рабочей группы экспертов и обсуждает результаты ее деятельности. По согласованию с потенциальным инвестором оно назначает дату встречи для установления целесообразности продолжения работы по заключению СРП и (в случае принятия решения о продолжении) определения основных ТЭП разработки месторождения на условиях раздела продукции.