Служба мониторинга окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа
Выдрин С.Я., Дикунец В.А., Макеев В.Н., Сергеева Н.А.
Наиболее эффективным методом обеспечения рационального использования природных ресурсов, контроля за состоянием окружающей природной среды, а также получения необходимой информации для обоснования и принятия управленческих решений по планированию хозяйственной деятельности является создание территориальной системы государственного экологического мониторинга (СГЭМ) в Ханты-Мансийском автономном округе.
Информационное обеспечение охраны окружающей природной среды, природопользования, экологически безопасного устойчивого социально-экономического развития ХМАО должна осуществлять территориальная служба экологического мониторинга, которая только формируется.
СГЭМ – это система комплексных, непрерывных и дискретных наблюдений за состоянием природных объектов вне и в условиях хозяйственной деятельности, оценки и прогноза событий, определение нагрузок на компоненты природной среды. Территориальные системы мониторинга в субъектах России слагаются в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), создаваемую на федеральном уровне. (В действующих нормативных документах используются два названия «Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) и «Система государственного мониторинга окружающей природной среды», практически являющиеся синонимами. Фактически ЕГСЭМ — надсистема, которая формируется для обобщения информации на федеральном уровне).
Учитывая специфику развития отраслей промышленности Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, большую техногенную нагрузку на ранимую и уникальную экосистему, данные регионы определены как базовые для образования ЕГСЭМ, основными подразделениями которой являются:
- геологическая среда (ГМГС);
- водные объекты (ГМВО);
- земли (ГМЗ);
- источники антропогенного загрязнения (ГМИАЗ), а также выделяемые в их составе подсистемы.
В Ханты-Мансийском автономном округе с 1994 по 1999 гг. указанные системы (подсистемы) мониторинга, как и в целом по России, развивались автономно. Природоресурсные и природоохранные комитеты округа совместно с Администрацией ХМАО, обеспечивающие создание и ведение мониторинга территориального и объектного уровней, достигли определенных успехов:
- Комитетом природных ресурсов создана первая очередь опорной наблюдательной сети на Нижневартовском полигоне мониторинга подземных вод (МПВ), подготовлены перспективная программа мониторинга ГС и ВО и фактографические блоки специализированных баз данных;
- Комитетом охраны окружающей среды организовано ГП «Радар» – базовое подразделение службы экологического мониторинга, которое приступило к осуществлению космического мониторинга окружающей среды по территории округа;
- Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству введена в действие система локального мониторинга «Биосфера-ТМ», организовано специализированное ГП «Землеустроительное предприятие».
Научно-аналитическим центром рационального недропользования (НАЦ РН) по заданию Администрации ХМАО проводился мониторинг месторождений углеводородного сырья, в том числе была разработана интегрированная база данных месторождений нефти.
Но действующие кадастровые и мониторинговые службы комитетов и НАЦ РН функционировали автономно, их информационное взаимодействие осложнялось ведомственной разобщенностью. Поэтому для дальнейшего формирования территориальной системы комплексного мониторинга окружающей природной среды необходимо объединение ведомственных звеньев в единую службу мониторинга как подразделение Службы управления ресурсами ХМАО.
Схема создания и ведения в Ханты-Мансийском автономном округе системы комплексного мониторинга окружающей природной среды приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема создания и ведения в Ханты-Мансийском автономном округе системы комплексного мониторинга окружающей природной среды
Консолидация кадастровых и мониторинговых служб различных ведомств позволяет:
- обеспечивать более эффективное использование имеющихся ведомственных информационных баз данных;
- формировать единое информационное пространство для ведения комплексного мониторинга окружающей природной среды;
- рационально использовать выделяемые бюджетные средства;
- проводить анализ оценки воздействия на окружающую среду при планировании и ведении хозяйственной деятельности;
- выработать пути и методы для снижения техногенной нагрузки на экосистемы;
- выбрать оптимальный вариант применения ресурсосберегающих технологий, разработать стратегию развития отрасли и региона в целом.
Кроме того, необходимо организовать в составе Службы мониторинга территориальный Центр в связи с колоссальным уровнем эксплуатации недр, водных объектов и земель на территории округа. Объем информации, поступающей от недро-, водо- и землепользователей, осуществляющих мониторинг на объектном уровне, ежегодно растет. Анализ, оценка и прогноз состояния ресурсной базы и окружающей природной среды должны быть комплексными, на основе единой распределенной фактографической и картографической базы данных мониторинга, включающей информацию объектного уровня. Создать и вести такую базу данных должен территориальный Центр комплексного мониторинга окружающей природной среды как подразделение Службы мониторинга.
Поэтому природоресурсными и природоохранными Комитетами в 1999 г. проведены организационные мероприятия по обоснованию в Администрации ХМАО структуры информационного обеспечения системы поддержки принятия решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в округе (рис. 2), Службы мониторинга, функций территориального Центра и основных направлений развития системы комплексного мониторинга окружающей природной среды в Ханты-Мансийском автономном округе.
Рис. 2. Структуры информационного обеспечения системы поддержки принятия решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в округе
Во исполнение распоряжений Губернатора ХМАО № 604-рг от 15.07.1998 г. и № 94-рг от 03.02.2000 г. в начале 2000 г. на базе ГП «Радар» сформирован «Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей природной среды и кадастров природных ресурсов» (НПЦ «Мониторинг») – базовое подразделение службы мониторинга ХМАО.
Главная цель НПЦ «Мониторинг» — создание на основе современных технологий единой информационной базы территориальной системы государственного мониторинга окружающей природной среды и кадастров природных ресурсов для информационного обеспечения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа, специально уполномоченных государственных органов в области регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, предприятий-природопользователей и организаций сведениями о состоянии и использовании природных ресурсов и окружающей среды, об уровне антропогенного загрязнения.
Основные функции ГП НПЦ «Мониторинг»:
- информационное обеспечение аналитическими и прогнозными материалами о состоянии природных ресурсов и окружающей среды;
- создание и ведение специализированных фактографических и картографических баз данных природоохранного мониторинга и комплексных кадастров природных ресурсов;
- создание унифицированной государственной наблюдательной сети на полигонах МОПС с проведением комплексных наблюдений:
- по наземным наблюдательным пунктам;
- средствами и методами дистанционного зондирования.;
- координация мониторинга объектного уровня;
- оперативный анализ мониторинговой информации;
- кратко- и долгосрочный прогнозы состояния окружающей среды;
- оперативный контроль состояния окружающей среды и природных ресурсов;
- рекомендации по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды;
- проведение экологического аудита хозяйственной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих природо-пользование в округе.
В структуру Центра включены отделы, осуществляющие ведение подсистем: наблюдений, подготовки и обработки информации и прогнозирования, а также специализированные отделы мониторинга отдельных компонентов окружающей природной среды.
Важным звеном при формировании территориальной системы комплексного мониторинга в округе являются специализированные государственные предприятия: «Хантымансийская гидрогеологическая партия», «Кадастровый центр земель», выполняющие мониторинг по созданию опорной наблюдательной сети, ведению режимных наблюдений, оценке земельного фонда и другие.
Таким образом, действующая в округе служба комплексного мониторинга окружающей природной среды включает: подразделения природоресурсных и природоохранных комитетов, управлений и инспекции; базовые предприятия НПЦ «Мониторинг» и Научно-аналитический центр рационального недропользования, а также службы специализированных государственных предприятий, которые сотрудничают на основе соглашения «О взаимодействии и сотрудничестве в области информационного обеспечения комплексного мониторинга окружающей среды и кадастров природных ресурсов».