Обзор нормативно-правовой базы хмао в области недро- и природопользования за 1999 год

 

Коровина Д.В.Новичков М.В.Носкина О.Г. (ГУП ХМАО НАЦ РН им. В.И.Шпильмана)

Нормативно – правовая база Ханты-Мансийского автономного округа в области использования природных ресурсов постоянно совершенствуется. Только в 1999 году Думой автономного округа приняты 14 законов, которые касаются взаимодействия недропользователей и структур государственной власти региона.

Законом № 82-оз от 23.12.1999 «О внесении изменений и дополнений в Закон ХМАО «О порядке зачисления и использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в окружной бюджет» были утверждены основные показатели программы геологоразведочных работ на территории нераспределенного фонда недр округа на 1999 год.

За счет поступающих в окружной бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 1999 году осуществлены следующие затраты: строительство поисково-оценочных скважин в зонах мини-проектов (191900 м) – 1423670 тыс.руб.; сейсморазведка (8145 км) – 298214 тыс.руб.; гравиразведка (320 км2) — 1500 тыс.руб.; твердые полезные ископаемые – 40430 тыс.руб.; гидрогеология — 7000 тыс. руб.; научно-исследовательские работы на нефть и газ — 34000 тыс. руб.; ликвидация аварийных скважин, содержание ВПФЧ — 17000 тыс.руб.; законотворческая деятельность и организация правовых экспертиз в области недропользования — 10000 тыс. руб. Такое распределение ставок ВМСБ позволило более эффективно использовать полученные средства.

1 января 2000 года вступил в силу Закон №80-оз от 23.12.1999 «О порядке использования платы за пользование водными объектами, поступающей в бюджетный территориальный фонд восстановления и охраны водных объектов ХМАО». Положениями данного Закона определен порядок расходования средств на целевое финансирование мероприятий по территориальной программе восстановления и охраны водных объектов в размере 12045 тыс.рублей. В соответствии с Законом каждому предприятию, в том числе предприятию-недропользователю, устанавливается годовой объем водопотребления или водоотведения в кубических метрах и утверждается ставка платы за пользование водными объектами. Сумма отчислений на восстановление и охрану водных объектов распределяется между бюджетом Российской Федерации, бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа и местными бюджетами. Законом также предусмотрено финансирование основных направлений водохозяйственных и научно-исследовательских работ в ХМАО на 2000 год: проектно-изыскательских работ по берегоукреплению и противопаводковой защите в рамках КЦП «Обь», реализации территориальной программы «Обеспечение населения чистой питьевой водой» в части восстановления и охраны водных объектов, организации работ по мониторингу водных объектов и ведению государственного водного кадастра.

Распределение платы за пользование водными объектами предусмотрено окружным Законом № 18 от 09.04.1999 «О плате за пользование водными объектами». Доля, подлежащая зачислению в бюджет ХМАО, распределяется следующим образом, %:

  • бюджет автономного округа – 70;
  • бюджет муниципального образования – 30.

Для предприятий нефтегазового комплекса, использующих воду в целях поддержания пластового давления, устанавливается минимальная ставка платы за пользование поверхностными водными объектами, утвержденная Правительством Российской Федерации.

1 января 2000 года с введением в действие Закона ХМАО «О нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований от платежей за право добычи углеводородного сырья» № 72 от 09.11.1999 г. утратило силу Решение Малого Совета от 18.06.1992 г. — № 37. Положения нового Закона предусматривают нормативы и порядок распределения налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований от платежей за право добычи углеводородов. В частности, если недропользователь находится на территории муниципального образования (города), расположенного в границах другого муниципального образования (района), где осуществляется добыча углеводородов, платежи за право на добычу углеводородного сырья зачисляются в бюджет города и района в размере 70 и 30 % соответственно.

Внесение изменений и дополнений в Закон ХМАО № 69-оз от 09.11.1999 «Об участии ХМАО в соглашениях о разделе продукции при поиске, разведке и добыче минерального сырья на территории автономного округа» позволит изменить подход к заключению таких соглашений с инвесторами. По инициативе Правительства автономного округа в Думу ХМАО вносятся предложения о формировании перечней участков недр, право пользования которыми на условиях соглашений о разделе продукции может быть предоставлено на основе совместного решения Правительства РФ и Правительства ХМАО, если указанные участки недр включают в себя месторождения нефти с извлекаемыми запасами до 25 млн. т; месторождения газа с запасами до 250 млн. м3; месторождения коренного золота с запасами до 50 т, россыпного золота — до 1 т; месторождения полезных ископаемых, не относящихся к стратегическим видам полезных ископаемых и не являющихся валютными ценностями.

Закон № 53-оз от 30.09.1999 г. «О внесении изменений и дополнений в пункт 10 ст.58 Закона «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения» предусматривает ведение кадастра болот автономного округа с 1 января 2003 года.

Законом № 23-оз от 09.04.1999 г. «О стимулировании ускоренного ввода в разработку месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории ХМАО» закреплен правовой режим льготного налогообложения для недропользователей. «Стимулирующее налогообложение» распространяется на все вводимые и введенные в разработку месторождения в пределах лицензионного участка недр, по которым период добычи первой тонны нефти не превысил шестидесяти месяцев. Дополнительные инвестиционные средства у предприятия-недропользователя образуются за счет части налогов, причитающихся к уплате в бюджет автономного округа, объектом обложения которых является выручка от реализации “новой нефти”; стоимость недвижимого имущества, находящегося в пределах вводимого в разработку лицензионного участка; стоимость “новой нефти” в отчетном периоде.

Сумма остающихся в распоряжении недропользователя средств складывается из долей начисленных налогов в бюджет округа и территориальный дорожный фонд, %:

  • налог на добавленную стоимость – 100;
  • налог на пользователей автомобильных дорог – 50;
  • налог на прибыль – 100;
  • налог на имущество – 100;
  • плата за добычу нефти и газа – 100.

В 1999 году были приняты следующие Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа:

  • № 121 от 23.03. «Об установлении размеров платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с изменением их среды обитания»;
  • № 186 от 30.04. «Об обеспечении целевого использования средств, поступающих в территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы ХМАО»;
  • № 231 от 15.06. «О регламенте на приемку земель, временно использованных при разведке, обустройстве и эксплуатации месторождений нефти и газа в ХМАО»;
  • № 262 от 01.07. « Об инвентаризации земель»;
  • № 350 от 08.09. «О временном регламенте на проведение лесной рекультивации шламовых амбаров и приемку земель, временно использованных под площадки разведочного и эксплутационного бурения скважин на месторождениях открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз»;
  • № 439 от 28.10. «Об учреждении Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа».

Постановление «О проведении восьмого раунда предоставления прав на пользование участками недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа» издано совместно Министерством природных ресурсов Российской Федерации (№ 65 от 12.11.1999 г.) и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа (№ 463 от 16.11.1999 г.).

В 1999 году выпущено также совместное Постановление Администрации Ханты-Мансийского автономного округа (№ 561 от 30.12.1999 г.) и Комитета природных ресурсов по ХМАО (№ 622 от 28.12.1999 г.) «О создании постоянно действующей комиссии по водохозяйственным и гидрогеологическим работам».

Особое внимание следует уделить совместному Постановлению Губернатора ХМАО (№ 94 от 25.02.1999 г.) и Комитета природных ресурсов ХМАО (№ 5 от 25.02.1999 г.) «О введении в действие Положения о временном операторе нефтяных операций при досрочном прекращении права пользования недрами». Понятие «временный оператор» является новым не только для законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, но и для Российской Федерации в целом. Необходимость введения временного оператора нефтяных операций обусловлена тем, что от досрочного прекращения права пользования недрами до выставления на конкурс (аукцион) данного лицензионного участка проходит немало времени, в течение которого часто нарушается закрепленный в нормативных актах разного уровня принцип рационального использования недр и запасов полезных ископаемых. Именно на период подготовки и проведения конкурса (аукциона) на право пользования недрами и торгов по реализации имущества недропользователя совместным решением Правительства автономного округа и территориальным органом управления государственным фондом недр назначается временный оператор нефтяных операций.

Таким оператором могут быть предприятия (компании), имеющие государственные лицензии на связанные с недропользованием виды деятельности, а также необходимые для осуществления нефтяных операций финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Деятельность временного оператора осуществляется на основе договора подряда и лицензии на право пользования недрами, срок действия которых ограничен датой утверждения результатов аукциона (конкурса) на право пользования недрами.

Это новшество позволит осуществлять комплекс мероприятий по недопущению потерь углеводородов. Весь добытый временным оператором объем минерального сырья является собственностью государства. Доходы от реализации этого минерального сырья за вычетом затрат временного оператора нефтяных операций и уплаты налогов и обязательных платежей распределяются в равных долях между федеральным бюджетом и бюджетом автономного округа.

В соответствии с принципами и положениями Конституции РФ и федерального земельного законодательства, окружной Думой 28 мая 1998 года принят Закон ХМАО «О земле», регулирующий земельные отношения на территории Ханты-Мансийского автономного округа. В 1999 году Дума автономного округа приняла два Закона о внесении изменений и дополнений в Закон ХМАО «О земле» за №30-оз от 24.05.1999 г. и 36-оз от 02.08.1999 г.

Окружной Закон № 30-оз от 24.05.1999 г. предусматривает следующие изменения:

  • в перечень полномочий Думы автономного округа в области регулирования земельных отношений внесено установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в частной собственности граждан и юридических лиц, из земель любых категорий, кроме земель, находящихся в федеральной собственности (п. 11 ст. 14);
  • полномочия Правительства автономного округа в области регулирования земельных отношений, в частности, по предоставлению и изъятию земельных участков, дополнены пунктом следующего содержания: «для иных целей, в том числе для государственных нужд, и принятия решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд на основании обращения органов местного самоуправления» (п.5 ст.15);
  • из главы IV «Право собственности на землю» исключена ст.28, регулирующая изъятие земельных участков, принадлежащих на праве частной собственности. Вместо неё глава VIII «Ограничение и прекращение земельных прав на территории автономного округа» дополнена статьей 54-1 «Изъятие земельных участков, принадлежащих на праве частной собственности». Данная статья практически полностью повторяет исключенную статью 28, но с учетом изменений, внесенных окружным Законом № 30-оз, изложенных выше.

Изменения, внесенные окружным Законом №36-оз от 02.08.1999, придали части 3 ст.66 Закона ХМАО «О земле» отсылочный характер. Новая редакция указанной статьи предусматривает, что государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием земельных участков и охраной земель на территории автономного округа будет осуществляться специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не окружным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и его подразделениями на местах.

На основании Постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 23.01.1998 г. № 9 «Об исполнении полномочий Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа» в 1999 году выпущено более 80 Постановлений Губернатора, касающихся вопросов изъятия и предоставления земельных участков в аренду, продления срока пользования земельными участками на правах аренды.

Cогласно этим Постановлениям за 1999 год на территории ХМАО недропользователям предоставлены земельные участки (см. табл.1).

В Ханты-Мансийском автономном округе продолжается интенсивное развитие законодательной базы, обеспечивающей рациональное использование природных ресурсов. Принятые в 1999 году нормативно-правовые акты дополняют и уточняют уже действующие документы в области недро- и природопользования, а также вводят значительное количество принципиально новых положений, отражающих интересы и специфику условий региона.

Таблица 1.
Таблица 1.