Нефтепрогнозное космодешифрирование нераспределенных земель западной части ХМАО

 

Клопов А.Л. (ГУП ХМАО НАЦ РН им. В.И.Шпильмана)

Задача обеспечения поисковых участков результатами нефтепрогнозного дешифрирования космических снимков (КС) решалась для полутора десятков мини-проектов, по которым в 2001-2002 гг. намечены геологоразведочные работы (ГРР). На региональном масштабном уровне в 2000 году было отдешифрировано около 20 тыс.км2 территории ХМАО. Большая их часть с общей площадью поисковых участков 15 тыс.км2 попадает в Западную (Ляпинскую) и Приобско-Айпимскую региональные зоны. Восточно-Каменный, Северо-Кислорский, Амнинский, Северо-Рогожниковский (в «новых» границах), Октябрьский, Восточно-Ольховский, Заозерный, Севериный, Вайский, Зимний, Ошкинский и Ташинский участки обеспечены картами космофотонефтепрогнозной оценки. Карты составлены в масштабе 1:200000 и оцифрованы. Такие же карты имеют Ларьякский (Восточная региональная зона), Заболотный (в «новых» границах) и Лартельский «мини-проекты».

Экспресс-оценка нефтеперспективности такой значительной территории осуществлялась с помощью черно-белых КС регионального уровня генерализации изображений земной поверхности, аналогичных представленному на рис.1.

Рис.1. Мелкомасштабный космический снимок регионального уровня генерализации
Рис.1. Мелкомасштабный космический снимок регионального уровня генерализации

Дешифрировались, конечно, не такие, как на рис.1, мелкомасштабные кадры многоспектральной космической съемки, осуществляемой высокоорбитными спутниками, класса «Метеор» и «Landsat», а увеличенные до масштаба 1 :500000. Применялись не все снимки (а их для одного кадра может быть более пяти), а только КС, полученные в определенный сезон съемки и в определенном, узком диапазоне электромагнитного спектра.

При нефтепрогнозном космодешифрировании распознавались на КС необычные, аномальные по цвету, структуре и тональности элементы фотоизображения – космофотоаномалии (КФА). Такие аномалии интерпретируются автором как следы скрытых на глубине залежей углеводородного сырья. Земли, отображенные этими КФА, считаются нефтеперспективными; земли, над которыми «располагается» космофотографический фон для отчетливых и менее четких КФА, оцениваются как бесперспективные.

Контуры отдешифрированных (как перспективные) КФА и космофотофонов переносились на топокарты масштаба 1:500000, а затем уточнялись и детализировались с помощью топографических изображений масштаба 1:200000. В отдельных случаях для контрольного дешифрирования применялись среднемасштабные зонального уровня генерализации спектрозональные КС.

Таким образом, были составлены среднемасштабные карты космофотонефтепрогнозной оценки перечисленных выше поисковых участков. Особое внимание уделялось отрисовке земель так называемого «черного» прогноза, земель, где высоким (более 0.80) и максимальным (более 0.95) ожидается риск нефтепоиска. Эти цифры означают, что если, например, на таких бесперспективных (по космодешифрированию) землях того или иного участка будет пробурено 10 скважин, то не менее восьми из них окажутся нерезультативными, «пустыми».

Идея «черного» прогноза при космодешифрировании поисковых участков по Программе ГРР принадлежала первому директору Центра рационального недропользования В.И. Шпильману и была реализована в 1989 году

в ЗапСибНИГНИ.

Рис.2. Спектрозональное космическое фотоизображение одного из районов припограничной (с ЯНАО) территории Приобско-Айпимской региональной зоны
Рис.2. Спектрозональное космическое фотоизображение одного из районов припограничной (с ЯНАО) территории Приобско-Айпимской региональной зоны

По его заданию были составлены карты прогнозируемого (по космическим снимкам) отсутствия нефтегазоносных земель в отдельных районах северо-западной части Западно-Сибирской провинции». Тогда впервые был выполнен «черный» прогноз дистанционным способом для обширной (площадью более 46 тыс.км2) территории района Ай-Хеттинской группы локальных поднятий, Мессояха-Пякъяхинский зоны и района между Медвежьим и Уренгойскими месторождениями в масштабе 1:200000. Были составлены карты бесперспективных, отображающих предположительно непродуктивные (без залежей УВ-сырья) земли, космофотофонов. На них выделены значительные (около 40% площади) зоны и участки, где с достоверостью не менее 0.75 не ожидалось обнаружение промышленных скоплений УВ.

В.И. Шпильман считал такое прогнозирование важным, т.к. результаты дистанционного прогнозирования непродуктивных земель позволяют быстро и объективно решать вопрос – где в первую очередь не следует ставить не только глубокое бурение, но и детальную сейсморазведку.

Отдешифрированные для поисковых участков контуры земель «черного» прогноза (со знаком 3 на рис.3) выносились в мини-проектах на сводную карту обоснования ГРР. В 1999 году в Центре рационального недропользования была выполнена работа: «Результаты проверки бурением космофотонефтепрогнозирования территории ХМАО (за 1996 – 01.06.1999 гг.) по мини-проектам ГРР 1999-2000 гг.». Было установлено, что надежность «черного» прогноза, т.е. космофотографического прогнозирования «пустых», непродуктивных земель составила 0.84; успешность дистанционного нефтепрогноза – 0.63. Только в двух пунктах «черный» прогноз получил оценку «с точностью до наоборот». Это две скважины – открывательницы Няргиюганского (скв.1) и Печеринского (скв.121) месторождений попали в контуры земель, прогнозируемых на добуровой стадии как бесперспективные.

Все мини-проекты были обеспечены (составленными преимущественно в масштабе 1:200000) картами дистанционной нефтепрогнозной оценки поисковых участков. Экспрессно закартированные дистанционным способом земли этих участков разделены на нефтеперспективные (со знаком 1 на рис.3), малоперспективные, бесперспективные. Почти на каждом поисковом участке часть его площади занимает группа отказа от космофотонефтепрогнозной оценки. Это земли, космофотоизображение которых интерпретируется автором неуверенно (со знаком 4, рис.3), и природные помехи космодешифрированию (озера, обводненные поймы водотоков).

В масштабе 1:200000 составлена и оцифрована карта космофотонефтепрогнозной оценки «нераспределенных» земель значительной (более 50%) части территории Приобско-Айпимской региональной зоны (рис.3,4). Под термином «нераспределенные» подразумеваются незанятые площади, площади с «вырезами» лицензионных и поисковых участков, а также месторождений.

Для ее составления использовались в основном черно-белые многоспектральные КС регионального уровня генерализации (см.рис.1). Отдельные районы, по которым не имелось таких космофотоматериалов, дистанционно оценивались с помощью «цветных» — спектрозональных КС, аналогичных представленному на рис.2.

Как и для поисковых участков, на рассматриваемой карте «нераспределенные» земли разделены на: нефтеперспективные, малоперспективные, бесперспективные; здесь в отдельную группу отнесены земли отказа от дистанционной оценки (зеленые и серые на рис.3,4) из-за природных помех и неуверенности в интерпретации (50 на 50) их космофотоизображения.

Рис. 3. Уменьшенный фрагмент карты космофотонефтепрогнозной оценки «нераспределенных» земель южной части Приобско-Айпимской зоны. 1-3 – Земли, оцененные дистанционным способом как: 1 – нефтеперспективные, 2 – малоперспективные, 3 – бесперспективные. 4-5 – Отказ от оценки из-за: 4 – неуверенной интерпретации, 5 – природных помех космодешифрированию (пойма водотоков, озера).
Рис. 3. Уменьшенный фрагмент карты космофотонефтепрогнозной оценки «нераспределенных» земель южной части Приобско-Айпимской зоны. 1-3 – Земли, оцененные дистанционным способом как: 1 – нефтеперспективные, 2 – малоперспективные, 3 – бесперспективные. 4-5 – Отказ от оценки из-за: 4 – неуверенной интерпретации, 5 – природных помех космодешифрированию (пойма водотоков, озера).

По региональной космофотонефтепрогнозной оценке закартированная рассматриваемым способом территория Приобско-Айпимской региональной зоны в границах «нераспределенных» земель весьма перспективна для новых обнаружений промышленных скоплений нефти. Здесь выявлены КФА, идентичные отдешифрированным над известными месторождениями. Земли, отображенные этими аномалиями, рекомендуются для первоочередного детального геолого-геофизического изучения (с яркой закраской на рис.3).

Малоперспективные по дистанционной оценке (со знаком 2 на той же иллюстрации) земли, занимающие не меньшую, чем нефтеперспективные, площадь, не исключаются автором дистанционного прогнозирования из числа объектов нефтепоиска. Рассматриваются объектами второй очереди детализации.

Наиболее предпочтительны для дальнейшего нефтепоиска, по мнению автора, северная (припограничная с ЯНАО) и южная части региональной зоны, где дистанционно фиксируется значительная удельная плотность нефтеперспективных (по космодешифрированию) земель. Здесь весьма значительна территория «нераспределенных» земель, благоприятных для выбора новых поисковых участков.

При сопоставлении материалов космодешифрирования с геолого-геофизической информацией иногда фиксируется их контрастное несовпадение. Это случаи, когда как нефтеперспективные рассматривались земли, где ранее выполненное глубокое бурение дало отрицательные результаты.

В качестве такой иллюстрации выбран один из районов южной части Приобско-Айпимской региональной зоны (рис.4). Оказалось (после сопоставления с геолого-геофизическими данными), что на иллюстрируемом участке Камско-Согомского района до космодешифрирования 2000 года были пробурены семь непродуктивных скважин. Четыре из них (3, 337,19, 22 на рис.4) попали в контуры КФА, интерпретируемых как следы нефтенасыщенных земель (с яркой закраской на данной иллюстрации). Автор не считает такие факты ошибкой своего метода.

Автор уверен (с надежностью не менее 0.70), что при дальнейшем изучении здесь будут обнаружены скопления УВ-сырья. Оценить такое утверждение может и анализ причин неудачи нефтепоиска бурением в отмеченных пунктах.

Рис.4. Фрагмент «Карты обоснования ГРР на 2001 год с участками космодешифрирования» юга Приобско-Айпимской зоны
Рис.4. Фрагмент «Карты обоснования ГРР на 2001 год с участками космодешифрирования» юга Приобско-Айпимской зоны

Космофотонефтепрогнозирование – далеко не универсальный метод нефтепоиска. Он имеет серьезные недостатки, в частности:

  • интегральность передачи информации из недр не позволяет по космофотоаномалиям установить глубину залегания скоплений УВ, количество этих залежей в разрезе, их мощность;
  • из-за природных помех (обводнение) ненадежен прогноз в поймах рек, под озерами и незаросшими болотами;
  • зависимость от обеспеченности аэро- и космическими снимками.

Автор рассматриваемого метода никогда не рекомендовал начинать проверку нефтеперспективных КФА глубоким бурением, считая, что космодешифрирование должно только начинать цепь комплексных исследований, где детальная сейсморазведка и глубокое бурение – последние звенья.

В 2000 году карта космофотонефтепрогнозной оценки «нераспределенных» земель Приобско-Айпимской региональной зоны совмещена с картой обоснования ГРР. Результаты космодешифрирования (с разделением земель на нефтеперспективные, малоперспективные, бесперспективные и неоцененные) нанесены на карту, где показаны: изогипсы сейсмогоризонта Б, скважины пробуренные и проектные, лицензионные и поисковые участки, региональные сейсмопрофили, заповедники и другая информация. В электронной версии такая графическая продукция именуется в ЦРН как «Карта обоснования ГРР на 2001 год с участками космодешифрирования» (рис.4).

Карта служит основой для более оптимального выбора новых площадей для мини-проектов ГРР, лицензионных участков, а также профилей и участков несейсмических исследований и сейсморазведки.